На форуме «Сообщество» в Липецке обсудили достижения и проблемы социального бизнеса.

Фото: Анна Ермягина / АСИ

По словам заместителя губернатора Липецкой области Сергея Курбатова, социальное предпринимательство — это пограничная история: это и бизнес, и благотворительность. Наибольшей популярностью среди социальных предпринимателей пользуется направление образования.

Кроме того, в регионе есть социальные предприятия, такие как «Липецк Неотложка», которые занимаются трудоустройством социально незащищенных слоев населения, также действует немало творческих мастерских, сохраняющих местную самобытность, и проекты, направленные на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Также Липецкая область является лидером цифровой трансформации в сфере взаимодействия с гражданами и бизнесом — это огромное преимущество для дальнейшего развития социального предпринимательства, отметила председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов Наталья Починок.

Социальный контракт как инструмент развития

В регионе используется один из новых инструментов развития бизнеса — социальный контракт. Социальный контракт – это специальный договор между органами соцзащиты и малоимущей семьей или малоимущим гражданином (со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума). Благодаря соцконтракту можно пройти переобучение, открыть свое дело, развить личное подсобное хозяйство, устроиться на работу и получить поддержку в трудной жизненной ситуации.

Сейчас в регионе существует 13 тысяч социальных контрактов. Кроме того, в этом году было запущено мобильное приложение по социальному контракту, сообщила начальник отдела организации социальных выплат и проектной деятельности управления социальной политики Липецкой области Яна Пушкова.

«Приложение решает задачу не только информирования и расчета доходов, но и подачи отчетности, — подчеркивает Пушкова. — Теперь никаких очередей в МФЦ. Липецкая область — первый регион, в котором работает приложение с таким функционалом».

Хорошим продолжением этой инициативы, по мнению спикера, может стать создание сайта социального контракта, где бизнес мог бы рассказывать о своих продуктах, услугах и рекламировать их.

Как и где искать инвесторов

Государство предлагает действительно рабочие меры поддержки социальных предпринимателей, говорит Член Комиссии ОП РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Евгения Дмитриева, — они дают хороший импульс, чтобы начать действовать, но дальше все равно встает вопрос — как сделать бизнес устойчивым и масштабируемым.

«Бывает такое, что берут первый грант, второй, третий… а об устойчивости не подумали и бизнес развалился. Только господдержкой ограничиваться нельзя», — подчеркивает эксперт.

Евгения Дмитриева предложила не пренебрегать всеми способами поиска потенциальных инвесторов, включая:

  • поиск среди членов семьи и друзей,
  • краудинвестинг — вариант общего софинансирования, когда участники становятся акционерами и таким образом сразу создают вокруг бизнеса сообщество и круг амбассадоров, 
  • поиск импакт-инвесторов, которым в одинаковой степени важны и прибыль, и возможность быть менторами для нового бизнеса с социальной миссией.

Немалый запрос на российское социальное предпринимательство сейчас наблюдается в других странах: Индии, Латинской Америке, Бразилии и Вьетнаме.

Составьте профиль вашего инвестора, выпишите длинный список подходящих имен, подготовьте полноценную инвестиционную презентацию, а также питч — короткую презентацию на 30 секунд, чтобы сразу зацепить своей идеей инвестора, если вдруг вы встретите его в лифте, рекомендует Дмитриева.

«Ключевое в заходе на инвесторов — не пишите общие письма, — подчеркивает спикер. — Инвестор — это живой человек, изучите его, примените индивидуальный подход. В своей презентации тщательно опишите боль, которую хотите закрыть, бизнес-модель, сделайте акцент на цифры и профессионализм команды».

Каких еще мер поддержки не хватает

Социальные предприниматели региона во время дискуссии также озвучили свои предложения по новым мерам поддержки. Среди них — внедрение налоговых льгот для предпринимателей, трудоустраивающих инвалидов; возможности получения сотрудниками социальных предприятий ведомственных наград; использование потенциала социального предпринимательства для молодых людей от 14 до 18 лет в сельской местности. 

Часть этих вопросов в дальнейшем проработают на местном уровне с привлечением органов региональной власти. 

Форум «Сообщество» проводится с 2015 года. Его главная задача — выявить лучшие региональные и федеральные практики гражданской активности, объединить единомышленников. По итогам выработанных во время форума предложений эксперты подготовят доклад ОП о состоянии гражданского общества в России, который впоследствии будет представлен главе государства. В 2022 году «Сообщество» уже состоялось в Новосибирске, а после Липецка пройдет в Казани, Петрозаводске и Москве.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

В Москве успешные выпускники акселератора для социальных предпринимателей получат до 1 млн рублей

Департамент предпринимательства и инновационного развития совместно с Фондом поддержки социальных проектов приглашает компании, которые работают в сфере социального предпринимательства, участвовать в акселерационной программе.