Как сообщает мэрия Москвы, в 400 московских школах началась работа по созданию служб примирения. Специалисты программы «Травли NET» и БО «Журавлик» Анна Копылова и Марина Ртищева прокомментировали эту инициативу для АСИ.

Фото: Jeswin Thomas / Unsplash

Службы примирения помогут урегулировать конфликты между детьми или между учениками и учителями: например, если дети не принимают новичка-одноклассника или нового классного руководителя. Посредниками в разрешении конфликтов будут учителя, прошедшие дополнительное обучение, а помогать им будут ученики-волонтеры.

> 30 %
родителей в возрасте 30-45 лет сталкивались с травлей в школе*

Раньше у школ не было единой стратегии разрешения конфликтов. Предполагается, что службы примирения решат эту проблему и помогут сформировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду. 

«Мы работаем со случаями травли в школе на протяжении почти пяти лет и приветствуем любые инициативы, связанные с комплексным подходом к урегулированию буллинга. Радует тот факт, что проблема школьной травли признается, в том числе на уровне государственных органов», – подчеркивают специалисты программы «Травли NET».

Не быть «мертвым грузом»

Медиаторами службы примирения будут учителя и другие сотрудники школы, которые прошли обучение в Городском психолого-педагогическом центре. Курс семинаров посвящен технологиям и эффективным методам разрешения сложных ситуаций.

«Мы очень надеемся, что работа службы примирения не будет ложиться дополнительным «мертвым» грузом на учителей, которые загружены административной работой помимо непосредственно образовательного процесса, и что для них участие в работе будет интересным», – отмечают эксперты.

Волонтерами службы примирения могут стать школьники старше 14 лет, которые тоже должны пройти дополнительное обучение. Одних их к конфликту не подпустят – волонтеры будут помогать вместе с взрослым куратором службы и только в разрешении конфликтов ровесников или учеников младшего возраста.

«Здорово, что в работе примирительной службы предполагается участие волонтеров из числа школьников. В нашей практике такое участие подростков обычно предполагает систему менторства старших по отношению к младшим, конечно же, с супервизией со стороны взрослых», – говорят специалисты программы «Травли NET».

Решения вместо обвинений

В случае конфликта служба примирения пригласит стороны обсудить произошедшее и понять, что делать дальше. Каждый случай разбирается индивидуально. Обратиться в службу могут и дети, и взрослые.

Специалисты подчеркивают: работа службы должна быть достаточно гибкой и нацеленной на урегулирование ситуации травли, а не поиск виновника и концентрации внимания на агрессоре и жертве.

Фото: Scott Webb / Unsplash

«Мы считаем, что основной задачей по урегулированию школьной травли является профилактика травли, и надеемся, что такую же цель ставят перед собой служба примирения в школах. Помочь детям справиться с травлей могут только взрослые, и именно взрослых нужно учить тому, как урегулировать ситуацию травли, как рассказать детям о ее негативных последствиях», – отмечают эксперты «Травли NET».

Что делать, если служба не справляется?

Если конфликт распространился за пределы школы или его не получается решить, подключится Городской психолого-педагогический центр. Специалисты проведут видеоконсультацию или приедут в школу — в зависимости от ситуации.

Специалисты программы «Травли NET» также готовы принять участие в работе служб примирения, делиться накопленными знаниями и практическим опытом.

«Главное, чтобы эта инициатива осталась живой, саморазвивающейся системой, не стала артефактом, свидетельства о существовании которого можно найти лишь в отчетах о проделанной работе», – заключают специалисты программы.

* согласно исследованию, которое в 2021 году проводила АНО «БО «Журавлик».

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Услуги организаций

БО «Журавлик» помогает создавать безопасную среду для ребенка в семье и в школе: организует занятия по предотвращению травли для школьников и тренинги для учителей, оказывает юридическую и психологическую поддержку детям, имеющим опыт насилия, развивает инклюзивные практики в школах, в частности для детей с РАС.

Рекомендуем

Воспитать уважение к «разности»

Как создать в детском коллективе условия для того, чтобы дети научились понимать: свои особенности есть у каждого, будь то инвалидность, внешность, культура, религия или привычки?…