Новости
Новости
29.03.2024
28.03.2024
27.03.2024
18+
Новости

НКО и СМИ: истории дружбы и взаимных упреков

Как НКО найти нужное СМИ, почему в публикации могут отказать и стоит ли продолжать писать пресс-релизы.

Фото: Priscilla Du Preez / Unsplash

14 апреля на региональном форуме «Сообщество» в Новосибирске прошла совместная дискуссия АСИ и ОП РФ «Как спасти мир: почему НКО и СМИ важно работать вместе и как это делать здесь и сейчас». Модерировала встречу Алена Быкова, руководитель направления специальных проектов Агентства социальной информации.

Что не нравится НКО

Практически у 90% региональных НКО нет ни человеческих, ни финансовых ресурсов для активной деятельности со СМИ, рассказывает Анастасия Бугаева-Горохова, специалист по коммуникациям Сибирского центра поддержки общественных инициатив. В Новосибирской области 6 тысяч НКО, а выбиться в СМИ удается немногим. 

По ее словам, на это, бывает, влияет сосредоточенность многих НКО на внутренней работе с благополучателями: сотрудники не всегда считают, что стоит оттягивать ресурсы от помощи и перенаправлять их на взаимодействие со СМИ. 

Обычно НКО недовольны, что журналисты иногда ищут жареные факты и кричащие заголовки, а информацию, которую им предоставляют, обрезают и переформатируют. Бывает, журналисты, видя, что НКО получает определенные суммы по грантам, просят денежные вознаграждения за тексты. 

Фото: Tim Mossholder / Unsplash

«Руководитель НКО приходит в редакцию, просит опубликовать статью, а журналисты выкатывают ему среднестатистический ценник. У руководителя шок. И тогда журналисты предлагают закладывать свою деятельность в заявки на Фонд президентских грантов. Но мы все знаем, что для экспертов оплата СМИ — спорная статья», — замечает Бугаева-Горохова. 

По ее мнению, для работы не хватает региональных хабов для взаимодействия журналистов и руководителей НКО.  

У Александра Алексеева, руководителя благотворительной организации «Маяк», первое время неважно получалось взаимодействовать со СМИ. 

Одна из задач его организации — рассказывать о проблеме бездомности, но попадались журналисты, которые писали о человеке поверхностно, не узнавали его историю и, по мнению Алексеева, информация не доходила до читателей. Проблема решилась, когда нашелся журналист, который понимает проблему. 

НКО и СМИ могут договориться и найти точки соприкосновения по любой теме, считает Алена Гриненко, пиар-директор БФ «Солнечный город».

С журналистами нужно строить доверительные отношения. В таком случае НКО сможет обращаться с просьбами о чем-то написать, а СМИ — найти им героя для материала. 

«Мне кажется, что большинство претензий от НКО не к журналистам, а к редакционной политике издания. Например, мы договариваемся с крупными федеральными изданиями, что мы предоставляем истории, а они добавляют ссылку на фонд или проект — в итоге ссылки не добавляются», — рассказывает Алена.

Или бывает, что федеральные телеканалы не называют фонд и даже замазывают его логотипы на вещах, которые снимают. По словам Алены, возникает ощущение, что некоторые СМИ хотят работать с НКО, как с коммерческими партнерами. 

«Я за то, чтобы оплачивать работу журналистов, если редакция не может. Но я против того, чтобы редакция выдвигала коммерческие требования некоммерческим организациям», — говорит она. 

Как не нужно со СМИ

Иногда журналиста пытаются привлечь как дополнительный ресурс, чтобы решить конкретную проблему. Но не всегда материал может обеспечить желаемый результат, рассказывает Рита Логинова, корреспондент информационного портала «Такие дела». 

По ее словам, в теме оплаты работы нужно понимать, что если НКО хочет, чтобы наш текст вышел в том виде, в котором его создали сотрудники НКО, нужно заплатить. 

«Как правило, НКО за редким исключением предоставляют материалы недостаточного качества для того, чтобы попасть даже просто в новости. Тут обижаться не на что», — говорит она.

Если хочется работать со СМИ, нужно выстраивать партнерство. Не просто прислать пресс-релиз, а познакомиться, позвать на мероприятие. К тому же, если релиз пришел от незнакомой НКО, о которой невозможно найти информацию в интернете, шанс, что СМИ обратят на него внимание, ничтожно мал. 

Фото: Sixteen Miles Out / Unsplash

«У вас свои задачи, у нас свои, они не всегда совпадают. Поэтому предъявлять претензии, что СМИ не обслуживает НКО, — это наивно», — говорит Рита. 

Бывает, согласование со стороны НКО затягивается на недели, и текст не может выйти, рассказывает Ирина Беляева, корреспондент издания «Тайга.Инфо». НКО может попросить посмотреть материал перед публикацией, а потом оказывается, что его согласуют с каждым героем. 

По закону о СМИ журналист не обязан визировать даже цитаты, замечает Алена Быкова. Журналист несет ответственность за искажение смыслов, а вот ультимативное требование о согласовании под угрозами, что текст не выйдет — считается воспрепятствованием деятельности журналиста. 

Конечно НКО просят согласовывать на практике, потому что может быть горький опыт работы с журналистами. Но это вопрос договоренностей, а не ультиматума.

По словам Быковой, можно поправить прямую речь, проверить фактологическую верность, но при этом не стоит менять авторскую подачу.

«Мы знаем, как НКО говорят, что им только посмотреть, а потом все исправлено, потому что кажется, что так звучит лучше. Но здесь вопрос о том, кто на что учился: мы стараемся не учить вас помогать, но хотели бы, чтобы и нас не учили писать тексты», — замечает Алена. 

Точки входа: куда стучаться

Если НКО хочет познакомиться со СМИ, можно писать им на редакционную почту или использовать кнопку «прислать новость», если она есть. На мероприятие лучше приглашать хотя бы за три дня до его начала. 

Написать можно и в социальные сети журналистов, и в мессенджеры — но не после шести, не ночью и не в выходные. 

Пресс-релизы присылать не обязательно. НКО могут прислать письмо-знакомство, в котором рассказывает, по каким направлениям работает, кому помогает, какие темы может прокомментировать.

Писать нужно кратко и четко. После письма лучше позвонить и подтвердить, что его получили. 

«Мы смотрим на то, насколько журналисту будет интересно об этом написать. Например, я точно понимаю, какие темы можно передать тому или иному журналисту. С федеральными СМИ мы начинаем работать примерно за месяц до начала мероприятия, готовим презентацию, где коротко и четко рассказываем, что будет, на какие темы можно написать, с какими героями можно поговорить. Для каждого СМИ мы придумываем разный формат», — рассказывает пиар-директор БФ «Солнечный город». 

Фото: Diana Light / Unsplash

Рассылка релизов вхолодную практически не работает. Сначала НКО нужно понять, какие СМИ читает ее аудитория и какую задачу для публикации она ставит. После этого нужно искать, какие возможности есть у разных медиа. 

«С одной стороны, нужно дружить и изучать СМИ, чтобы находить людей, которые пишут о вашей теме, и выходить на них персонально. С другой — помнить, что СМИ хочется, чтобы за них не решали, какую информацию разместить, а какую нет. Решать нужно вместе», — заключает Алена Быкова. 

В работе со СМИ помогают дружба, поиск своих, постоянное общение и рассказы о своей работе так, как это бы рассказывали своим друзьям. 

Форум «Сообщество» — это открытая площадка для диалога между чиновниками, предпринимателями, гражданскими активистами, представителями НКО и просто неравнодушными людьми. Его главная задача — выявить лучшие региональные и федеральные практики гражданской активности, объединить единомышленников. В том числе по итогам выработанных во время форума предложений эксперты подготовят доклад ОП о состоянии гражданского общества в России, который впоследствии будет представлен главе государства.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике