Новости
Новости
23.04.2024
22.04.2024
19.04.2024
18+
Новости

Взрослые темы: о чем специалисты советуют поговорить с подростками с РАС

Как помочь человеку с расстройством аутистического спектра выстраивать личные границы и справляться с тревогой – советы для родителей и специалистов, помогающих людям с РАС.

Фото: Warren Wong / Unsplash

2 апреля во всем мире отмечается Всемирный день информирования об аутизме. В честь праздника в Москве традиционно проводится инклюзивный фестиваль #ЛюдиКакЛюди. 1 и 2 апреля пройдут мастер-классы, выставки, лекции, спектакли.

В первый день фестиваля специалисты московских НКО собрались, чтобы обсудить разные аспекты жизни детей, подростков и молодых людей с расстройствами аутистического спектра.

Личные границы и половое воспитание

Девушки с ментальной инвалидностью становятся жертвами насилия на 30% чаще, чем остальные, говорит Ольга Каминина, представитель Ассоциации педагогов по половому воспитанию и специалист фонда «Единение».

У этого много причин – они часто живут в социальной изоляции, не понимают своих чувств, не осознают личных границ.

Начать разговор можно с «правила купальника»: ко всему, что прикрывает купальник, никто не должен прикасаться без разрешения.

«Эти правила мы не нарушаем сами. Если мы хотим, например, поправить на подростке одежду, спрашиваем разрешения. И следить, чтобы в семье это правило не нарушали», – говорит Каминина.

В разговоре лучше использовать анатомические названия. Это поможет лучше понимать друг друга и снять стигму. Подростку легче будет говорить о своих проблемах без страха перед «неприличными словами».

Говорить о половом воспитании помогает метод социальных историй: короткие наглядные примеры социального взаимодействия.

Фото: Ioana Cristiana / Unsplash

«Чтобы не шокировать, начните с базовых правил, потом постепенно переходите в вопросы половой близости, контрацепции и т.д. Важно инициировать диалог и возобновлять его в дальнейшем», – подчеркивает Каминина.

Борьба с тревогой

По оценкам исследователей, тревожные расстройства встречаются у 11-42% людей с расстройствами аутистического спектра. От 30% до 61% людей с РАС живут с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

«Есть причины нейробиологические: особенности работы мозга и нервной системы. Но кроме того, огромное влияние оказывают факторы, связанные с отсутствием подходящего обучения и сопровождения», – объясняет психолог Анастасия Рязанова, директор центра «Пространство общения».

Регулярные стрессы, травматический опыт, буллинг и в целом низкое качество жизни – все это приводит к повышенной тревожности. Вместе с этим людям с РАС сложнее распознавать, выражать и справляться с эмоциями и переживаниями.

Совсем избежать тревоги не получится, но можно научиться справляться с ней. Первое, что советует делать эксперт, – заняться профилактикой и изменить образ жизни.

  • Увеличить физические нагрузки и заняться фитнесом. «Умение переносить физические нагрузки поможет привыкнуть, что напряжение и расслабление – естественная часть жизни», – объясняет Рязанова.
  • Подобрать диету, убрать «возбуждающие» продукты (кофе, крепкий чай, шоколад и пр.).
  • Учиться распознавать свои эмоции.
  • Развивать социальные и коммуникативные навыки.
  • Избегать сенсорные и эмоциональные перегрузки.
  • Создавать ситуации удовольствия и стресса.

Когда тревога уже накрыла, Рязанова помогает вести дневник эмоций — попросить описать чувства словами или показать, что происходит, с помощью картинок.

«Тревога – работа нашей нервной системы, выброс гормонов. Этим гормонам надо дать реализоваться», – объясняет психолог. Полезна физическая нагрузка: можно предложить потанцевать, побегать. Или наоборот, предложить расслабиться и поделать какие-то однообразные действия.

Фото: Anh Nguyen / Unsplash

«Но все эти стратегии не надо использовать сразу. Они все индивидуальные, подбирать стоит аккуратно и постепенно учить ими пользоваться», – говорит Рязанова.

Материалы о том, как справляться с тревогой, — на сайте фонда «Выход».

Доступная финансовая грамотность

Фонд «Вклад в будущее» вместе со специалистами Московского городского педагогического университета разрабатывает карты компетенций по основам финансовой грамотности для людей с ментальными нарушениями.

Такие материалы помогут объяснить, что такое деньги и как с ними обращаться. Карты смогут использовать дефектологи, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, тьюторы и родители детей с РАС.

Всего есть три карты компетентности для детей и подростков с разным уровнем интеллектуальных нарушений. В каждой карте по несколько тем: семейный бюджет, деньги, банки, риски и другие. 

«Знакомиться с разделами будут постепенно. Например, дошкольники знакомятся только с разделами «Семья и социальный мир» и «Деньги». Так сформируются простейшие представления: какие есть деньги, что такое магазин, зачем он нужен, что такое работа и зарплата», – объясняет Ирина Яковлева, заведующая кафедрой специальной педагогики МГПУ.

Сейчас карты в разработке — но с некоторыми темами специалисты и родители могут начать знакомить детей и подростков уже сейчас.

Яковлева подчеркивает: при обучении важно давать меньше теории и больше практики. Лучше всего связать обучение с практическими занятиями: для младших классов можно предложить рассортировать монеты и купюры, для старших – самостоятельно оплатить проезд или сходить в магазин.

Фото: Annie Spratt / Unsplash

Примеры обучения из будущих карт компетенций

Для примера можно взять программу обучения детей с низким уровнем интеллектуальных нарушений. Она делится на три этапа: для дошкольников и младшеклассников (1-4 класс), для учеников средней школы (5-9 класс) и для старшеклассников (10-12 класс).

Ученикам младших классов специалисты советуют рассказать, что такое деньги, как работают магазины, откуда берутся зарплаты. Все эти темы можно привязать к урокам математики, окружающему миру, труду или внеурочной деятельности. Например, на уроке математики можно показать купюры, а на окружающем мире – рассказать о магазине, банке и других местах.

Основной этап обучения приходится на 5-9 классы: тогда время рассказать об основных сферах финансовых отношений и помочь получить навыки обращения с деньгами. На уроках русского можно предложить заполнить правильно простые деловые бумаги, на математике – предложить сопоставить, какой товар будет выгоднее купить.

Ученики, которые остаются в школе на 10-12 класс, продолжат углубленно изучать тему и систематизировать свои знания. На уроках обществоведения можно рассказать о том, как сопоставлять свои нужды и заработок, а на этике – о нравственном вопросе.

«Очень важно предлагать детям план изучения тем. Это позволит им сконцентрировать свое внимание на основных понятиях. Также работать стоит на конкретных примерах. Например, когда мы учим детей уже обращаться с деньгами, то важно рассматривать реальные купюры. Так мы формируем целостное представление», – говорит Яковлева.

После изучения тем их надо закрепить на практике. Можно предложить подростку оплатить проезд или покупки в магазине, принять участие в формировании семейного бюджета. И, конечно, делать это регулярно: только так все запомнится.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике