Новости
Новости
19.04.2024
18.04.2024
17.04.2024
18+
Новости

«А ногу не отпилят?» — что люди знают о донорстве костного мозга

4 февраля во всем мире отмечается День борьбы с раковыми заболеваниями.

Здоровье·04.02.2022
Фото: unsplash.com

По данным Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова, каждые 20 минут в России кому-то ставят диагноз «рак крови». И еще 10 лет назад этот диагноз звучал как приговор. Сейчас же большинству больных можно помочь, если вовремя найти донора костного мозга и сделать трансплантацию.

Во всех российских донорских базах (регистрах) совокупно насчитывается около 175 тыс. потенциальных доноров. Этого количества добровольцев, конечно, недостаточно для того, чтобы закрыть потребность в трансплантациях. Нужно как минимум в пять раз больше, а лучше в 10, так как совпадения генотипов очень редки — 1 на 10 тыс..

Мозг, которого все боятся

Костному мозгу в русском языке не повезло — его зачем-то назвали мозгом и поэтому у него большие проблемы с пиаром, считает директор направления рекрутинга потенциальных доноров костного мозга Национального РДКМ Евгения Лобачева.

«Если вы спросите десять людей на улице, что такое костный мозг — девять из них ответят, что это прозрачная жидкость в позвоночнике. Путают костный мозг со спинным и думают, что донорство костного мозга — это значит им отпилят ногу или вставят огромную иглу в позвоночник. Когда начинаешь объяснять, все очень удивляются — оказывается, быть донором костного мозга все равно что сдать кровь».

По данным исследования ВЦИОМ, за последние два года количество россиян, осведомленных о донорстве костного мозга выросло на 14% и сейчас составляет 53%.

Евгения Лобачева признается — когда она и ее коллеги только начали заниматься информированием об этой проблеме — в 2014-2015 годах — люди буквально падали в обморок от словосочетания «донорство костного мозга». Зато теперь каждое утро они находят на рабочей почте не менее десятка писем — руководители компаний зовут их к себе на предприятия, просят прочитать сотрудникам лекции, спрашивают, как стать донорами.

Основные инструменты поиска и привлечения новых доноров — рассылки по организациям и вузам, чтение просветительских лекций, организация мероприятий.

«Когда мы делаем рассылку по новым адресатам, то не пишем сразу в лоб про донорство. Заходим с той стороны, что у каждого в мире есть свой генетический близнец — это сразу интригует. А еще пишем, что в каждом из нас есть лекарство от рака — становится еще любопытней. Далее, разумеется, рассказываем о донорстве», — говорит Евгения.

По ее словам, многих сильно цепляет тема малых народов, вопроса сохранения нации — ведь подбор донора идет по генетической совместимости, а набор генов, который отвечает за тканевую совместимость, может быть схожим только у людей одной этнической группы. «То есть русский армянину или якут татарину, к сожалению, не поможет».

Где ищут новых доноров

«Аудитория мечты» при поиске новых доноров — это, разумеется, молодежь — молодые, здоровые и к тому же у них есть возможность дольше всего оставаться в регистре. Также, по словам Евгении Лобачевой, рекрутеры делают ставку на мужские коллективы — пожарные, спасатели, околосиловые структуры. 70% доноров составляют женщины, хотя по медицинским показателям мужчины предпочтительней — ведь женщина в нужный момент может оказаться беременной или кормящей.

Сейчас в базе Национального РДКМ – 60 тысяч доноров — это первая по численности и первая по качеству проведенных исследований добровольцев российская донорская база. Самым «урожайным» по количеству привлеченных новых доноров стал 2019 год — удалось привлечь около 21 тысячи человек. Но в 2020 году случился ковид и рекрутеры еле-еле набрали 11 тысяч.

«В середине 2020 года мы начали искать партнеров, которые помогли бы нам осуществлять безопасный рекрутинг новых людей, не устраивая массовых акций, — вспоминает Евгения Лобачева. — Ни на что особо не рассчитывая, мы обратились к «Почте России», а они вдруг сразу и с радостью согласились. С их помощью мы добрались до тех, кто живет в самых отдаленных селениях где-нибудь на Чукотке».

Таким образом с июля 2021 года потенциальные доноры костного мозга могут получить в отделениях «Почты России» конверт с инструкцией о вступлении в регистр и все необходимое, чтобы взять у самого себя генетический материал. Нужно просто взять мазок с внутренней стороны щеки и отправить его в регистр по почте. Это полностью бесплатно: все расходы по пересылке и типированию биообразцов берут на себя «Почта России» и Национальный РДКМ.

В этом году рекрутеры РДКМ планируют начать вплотную работать с лидерами мнений и звездами — спортсменами, блогерами. «Должна признать, что пока мы не умеем этого делать, но точно хотим научиться, потому что за ними стоят большие аудитории, — заявляет Евгения Лобачева. — В той же Германии регистр доноров костного мозга рекламируют футболисты национальной сборной — их портреты с призывами вступить в ряды доноров висят на всех баннерах местных автобанов. Мы тоже так хотим».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике