Новости
Новости
19.04.2024
18.04.2024
17.04.2024
18+
Новости

Защита и такт: как нужно выявлять случаи сексуализированного насилия

Минздрав РФ готов обновить рекомендации по выявлению людей, переживших сексуализированное насилие. Эксперты рассказали АСИ, чего сейчас не хватает на практике.

Фото: Nijwam Swargiary / Unsplash

Как передает ТАСС, Минздрав вместе с экспертным сообществом готов обновить методические рекомендации по выявлению пострадавших от сексуализированного насилия, в том числе несовершеннолетних.

По словам заместителя министра здравоохранения РФ Евгения Камкина, сегодняшний порядок предполагает, что медработник, увидевший признаки причинения здоровья, должен передать эти сведения в «компетентные органы».

АСИ спросило у Надежды Замотаевой, руководительницы центра «Сестры», и Екатерины Юрьевой, эксперта центра, чего сейчас не хватает на практике и как, по их мнению, своевременно выявлять случаи сексуализированного насилия.

Нынешние методические рекомендации в открытом доступе не удалось найти ни центру «Сестры», ни корреспонденту АСИ.

Для медицинских работников

В центре «Сестры» считают, что медицинским работникам не хватает дополнительной памятки об особенностях психического состояния людей, пострадавших от насилия, и рекомендаций, как с ними взаимодействовать.

«Часто гинекологи могут проводить осмотр грубо, обесценивать опыт пострадавшей и отрицать серьезность ситуации: «А чего ты хотела? Ты же уже не девочка». Люди в шоковом состоянии более уязвимы, и после таких замечаний им может быть сложнее поверить, что они имеют право на свои переживания, помощь и защиту», — рассказывают в центре.

Это ведет к дополнительной травматизации, влияет на интенсивность долгосрочных последствий травмы и затрудняет дальнейшее отстаивание своих прав. Например, при взаимодействии и сотрудничестве с полицией.

Рекомендации для медперсонала нужно основывать на травма-информированном подходе. Это значит, что тот же гинеколог должен учитывать, что у пациентки мог быть опыт сексуализированного насилия в прошлом или настоящем.

Врачу стоит действовать аккуратно и бережно, спрашивать согласие на все процедуры, объяснять, что он делает.

«К нам в центр часто приходят обращения, связанные с гинекологическим насилием: в России эта проблема распространена, и важно признавать ее и работать в сторону ее минимизации», — рассказывают Замотаева и Юрьева.

Фото: Christopher Boswell / Unsplash

Они уверены, что чем чаще люди будут чувствовать себя безопасно на приемах, тем больше вероятности, что после сексуализированного насилия они обратятся за медицинской помощью.

К тому же медицинские работники могут задавать специальные вопросы для выявления случаев насилия.

«Например, пациенток можно спрашивать, чувствуют ли они боль во время или после полового акта, бывает ли такое, что им приходится соглашаться на нежелательное сексуальное взаимодействие, потому что нет безопасной возможности отказать», — объясняют в центре.

Такие вопросы позволяют пациенткам понять, что их комфорт важен, что им не нужно терпеть боль и они имеют право на «нет».

Для правоохранительных органов

Правоохранителям, по мнению Замотаевой и Юрьевой, сейчас не хватает «компетентности в вопросах насилия, банального такта и бережности по отношению к пострадавшим». 

Например, из-за незнания особенностей проблемы и психологического состояния следователи десятки раз опрашивают детей о произошедшем. Это мешает психологической реабилитации.

Многие следователи не видят разницы, опрашивают ли они пострадавшего от насилия или преступника: задают вопросы, на которые трудно ответить, не так трактуют ответы и эмоциональные реакции.

Фото: Abbat / Unsplash

«Они могут комментировать поведение пострадавших, объясняя, как те сами «спровоцировали» насилие и как, по их мнению, этого можно было бы избежать. Подобные «уроки безопасности» неуместны, бесполезны и часто не учитывают реальность, но навязывают пострадавшим вину за действия преступника, ухудшают их состояние», — отмечают в центре «Сестры».

Правоохранителям тоже нужно относиться к пережившим сексуализированное насилие с уважением, проговаривать их права и объяснять, какие процедуры происходят.

Что делать

Замотаева и Юрьева перечислили меры, которые помогли бы работе правоохранителей и реабилитации пострадавших от сексуализированного насилия:

  • дополнить учебные программы в вузах и тренинги для уже работающих специалистов правоохранительной системы современными данными о стадиях переживания психической травмы у детей и взрослых, этике общения с пострадавшими от насилия и разбором мифов о сексуализированном насилии;
  • наладить взаимодействие с профильными НКО, потому что основная задача полиции — это расследование, а основная задача помогающих организаций — поддерживать и сопровождать в доследственных, следственных и постсудебных процессах.;
  • обеспечить потерпевшим доступ к квалифицированному и бесплатному юридическому сопровождению.

О реабилитации

Опыт сексуализированного насилия наносит и физическую, и психическую травму, напоминают в центре «Сестры». При этом психические последствия могут наступить не сразу.

Для эффективной помощи пострадавшим от сексуализированного насилия нужны программы срочной и долгосрочной реабилитации, разработанные вместе с профильными НКО.

«При этом подобные программы должны быть доступны, но не обязательны для пострадавших, позволяя им самим выбрать, какая именно помощь им сейчас нужна», — подчеркивают в центре. 

К тому же надо менять сложившееся в обществе отношение к сексуализированному насилию: его нельзя воспринимать как постыдный или неудачный сексуальный опыт. Такие установки мешают как профилактике насилия, так и помощи пострадавшим.

Фото: Malicki M Beser / Unsplash

От этого получаются искажения в общественном восприятии.

«Решение этой проблемы мы видим в более активном сотрудничестве государственных структур и СМИ, в пересмотре используемой терминологии в отношении проблем насилия в пользу более современной и корректной, введение в старших классах уроков психологического просвещения», — заключают в центре «Сестры».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике