Как НКО включаются в работу по соцзаказу и какие барьеры для доступа на рынок соцуслуг еще остаются.

Фото: Ryoji Iwata / Unsplash

28 декабря в онлайн-формате прошла межрегиональная конференция «Конкуренция на равных» — «189-ФЗ — первые итоги апробации».

Ее организовала Комиссия Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке СО НКО.

Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» подписан в июле 2020 года. Одна из его целей — уменьшить барьеры в доступе некоммерческих организаций на рынок социальных услуг.

Как жил закон все это время и что будет дальше

Апробация закона о социальном заказе помогла начать работу с качественными данными, рассказала заместитель директора Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина РФ Вероника Сергеева.

По ее словам, еще год назад сравнивать регионы почти по всем отраслям соцсферы было невозможно. Теперь есть данные по объемы предоставляемых социальных гарантий и мер поддержки; они будут помогать принимать решения. Закон позволил собрать обратную связь, узнать общественное мнение в каждом регионе, который участвует в социальном заказе.

Два базовых события в контексте закона — это применение конкурентных способов отбора и определение правил, по которым они будут проводиться.

«В прошлом году мы надеялись, что инструменты социального заказа будут применяться хотя бы по тем направлениям, которые прописаны в законе, на базе конкурентных способов отбора, то есть с использованием сертификата и конкурса. Сейчас уже нет сомнений, что именно так и будет двигаться закон, и во всех сферах будут использоваться конкурентные способы отбора», — сказала Сергеева. 

Фото: Florian Schmetz / Unsplash

По словам Сергеевой, в ходе работы в ведомстве увидели востребованность инструмента соцзаказа и для других социальных сфер.

Поэтому в правительстве сейчас находится законопроект, расширяющий сферу действия социального заказа. В него планируется включить физкультурно-оздоровительные услуги и профилактику социально значимых заболеваний.

Продолжается дискуссия о включении в проект услуг в сфере дополнительного образования детей. Соцзаказ дал бы новый стимул для развития системы дополнительного образования, считает Сергеева.  

Инструменты социального заказа точно будут применяться для одного федерального проекта — проекта «Туризм». По словам Сергеевой, в следующем году 18 регионов  будут оказывать услугу детям школьного возраста — давать возможность путешествовать внутри региона и по России.

Еще один результат этого года, по словам Сергеевой, — повышение цифровой зрелости. Она уверена, что чем больше есть возможностей дистанционно принимать решения, тем эффективнее коммуникация и результативность действий в сфере соцуслуг. 

Расширение числа регионов, в которых пробуют закон о соцзаказе, отдельно не планируется, но регион сам имеет право инициировать свое участие. Однако участвовать в соцзаказе 2022 года уже не получится: социальный заказ формируется до начала года, поэтому претендовать можно только на заказ 2023 года. 

«Если регион хочет, то уже с середины года он должен быть готов в ускоренном порядке создать на своей территории всю необходимую нормативно-правовую базу, провести информационную кампанию, определиться с тем, что будет центром сбора общественного мнения, выстроить связи внутри негосударственного сектора. Такие решения инициирует исключительно губернатор», — объяснила Сергеева.  

Оставшиеся проблемы

Механизмы закона о соцзаказе не заработают, пока не будет равномерного упрощения доступа к бюджетным услугам и снятия барьеров вне механизмов его реализации, считает Александр Спивак, член Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере. Пока конкурентные механизмы не будут развиваться и вне соцзаказа, заинтересованных НКО будет немного. 

По мнению Спивака, в исследование закона о соцзаказе помимо цифр и статических данных нужно выключить кейс-анализ. 

«Пока у нас не огромное количество услуг оказывается по сертификату и конкурсу, статистика дает нам меньше, чем пристальный технологический анализ конкретных случаев», — отметил Спивак. 

Фото: Mika Baumeister / Unsplash

Оксана Коротеева, эксперт комиссии ОП РФ, сообщила, что с января комиссия начнет собирать кейсы о применении закона о соцзаказе, чтобы в июне 2022 года, когда будет второй этап межрегиональной конференции «Конкуренция на равных», их представить. 

Для привлечения негосударственных поставщиков соцуслуг нужны привлекательный тариф, понятная система работы государственных органов с поставщиками и простая, прозрачная отчетность, считает Ольга Иванова, член Общественной палаты Ярославской области, в которой оказывают социальные услуги и по 442-ФЗ, и 189-ФЗ. 

Пока есть тарифы, недостаточно привлекательные, чтобы некоммерческие организации конкурировали за услугу с государственными поставщиками.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем