Как на конкурсах относятся к одинаковым проектам и как НКО развивать текущую деятельность, говорили на неформальной встрече GR-клуба АСИ для НКО в Центре «Благосфера».

Фото: «Благосфера»

Четвертая встреча GR-клуба для НКО посвящена границам между проектной и текущей деятельностью некоммерческих организаций. 

Текущая деятельность VS проекты

«Тема проектной и текущей деятельности — вечная и болезненная как для НКО, так и для донорских организаций, государственных и негосударственных», — говорит Елена Тополева, директор АСИ.

У некоммерческих организаций есть миссия, задачи и цели деятельности, которую они ведут постоянно, а не от проекта к проекту. Основная деятельность может и должна меняться в ответ на меняющуюся ситуацию, запросы благополучателей, обратную связь стейкхолдеров, но в целом она стабильна. Особенно, когда речь идет об НКО, которые занимаются оказанием услуг и помощью определенной группе людей.

«Да, у них могут быть краткосрочные проекты, которые отличаются от текущей деятельности, но в большинстве своем это деятельность, которая воспроизводится год от года. При этом доноры хотят, чтобы все это НКО упаковывала в проекты, причем новые», — объясняет Тополева. Именно текущую деятельность доноры поддерживают в единичных случаях.

Вячеслав Гудалин, советник директора Фонда президентских грантов, считает, что проекты нужно рассматривать как форму представления своей деятельности.

«Проект — деятельность за определенный промежуток времени для достижения определенного результата. Мы всем заявителям объясняем, что они должны взять кусок своей текущей деятельности и упаковать в проект», — отмечает Гудалин. 

Суть не в том, чтобы постоянно придумывалось что-то новое, а в том, чтобы у организации было развитие, подчеркивает Гудалин. Фонд президентских грантов и его эксперты негативно относятся к проектам, в которых ничего не происходит: вот поддержали в фонде проект, его реализовали, и на следующий год приходит точно такой же проект в заявке. 

«У нас цифровая система, которая фиксирует все действия на сайте. И мы можем до минуты посчитать, за сколько некоторые заявители скопировали свою заявку с предыдущего конкурса и подали ее заново», — говорит Гудалин. 

Фото: freestocks / Unsplash

Если подается заявка на продолжение проекта, нужно хотя бы сказать, чего НКО достигла в прошлый раз. Важно показать динамику, развитие проекта, если не количественное, то качественное.

«В наших конкурсах проект —  комплекс мероприятий, объединенных единой целью и нацеленных на достижение определенных результатов», — говорит Ольга Илюхина, начальник управления содействия занятости населения Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, который организует конкурс «Москва – добрый город».

Проекты могут быть разные: НКО может уложить свою текущую деятельность в проект, попробовать новую методику или использовать наработанный опыт. Но не стоит закладывать в проект всю деятельность организации.

В чем сложности

Ассоциация «Клуб бухгалтеров и аудиторов НКО» с 1995 года занимается одним и тем же, с одной и той же целью. И каждый год она вынуждена упаковывать эту деятельность в проектный формат, рассказывает Павел Гамольский, президент клуба.

Основная форма работы Клуба бухгалтеров и аудиторов НКО — регулярные, как правило, ежеквартальные информационные и дискуссионно-просветительские встречи. На них рассматриваются наиболее острые проблемы бухгалтерского учета и налогообложения НКО. В качестве экспертов на встречи приглашают ведущих специалистов Федеральной налоговой службы РФ и ее территориальных органов, Минфина РФ, Центробанка, представителей аудиторских фирм, опытных практиков.

«На самом деле все это высасывается из пальца, цели, задачи, социальное обоснование. Оно одно все эти 26 лет. По показателю «Инновационность» у нас стабильно 0 баллов, но мы и честно признаем, что ничего инновационного мы не делаем. Организаций, подобных нашей, много», — подчеркивает Гамольский. 

С нулевым показателем инновационности можно смириться, считает Гудалин: «вес» этого критерия в конкурсах Фонда президентских грантов всего 0,5 балла. 

Фото: Центр «Благосфера»

В московских конкурсах критерий «Инновационность» убрали, говорит Илюхина. Оставили «Актуальность и востребованность проекта».

GR-клуб для НКО – часть проекта «PROдвижение НКО Москвы» Агентства социальной информации при поддержке Департамента труда и социальной защиты города Москвы. В дальнейшем в нем продолжат обсуждать практики и проблемы взаимодействия НКО и города.

Читайте новости АСИ в удобном формате на Яндекс.Дзен. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Услуги организаций

Центр «Благосфера» создает условия для того, чтобы люди приходили в благотворительность и могли больше узнать об организованной благотворительности и некоммерческих организациях: в центре проходят события московских некоммерческих организаций, работают книжный и киноклуб, работает благотворительный магазин фонда «Второе дыхание», пункты буккросинга, сбора батареек и макулатуры, есть коворкинг для НКО и инициативных групп.

Рекомендуем