Кого поправки выведут из потенциальных иноагентов и где в них дискриминация.

Фото: Joanna Nix-Walkup / Unsplash

В Госдуму вносят поправки в закон «О СМИ», касающиеся иностранных агентов (есть в распоряжении АСИ). Поменяет ли это ситуацию с признанием людей иностранными агентами, АСИ спросило у Галины Араповой (внесена Минюстом в реестр СМИ-иноагентов), руководителя Центра защиты прав СМИ (внесен Минюстом в реестр НКО-иноагентов).

О чем эти поправки

В пояснительной записке к проекту говорится, что от действующего порядка признания иноагентами страдают «честные журналисты и средства массовой информации, которые уделяют много внимания острым социальным темам, проблемам здравоохранения, защиты людей с инвалидностью, освещению региональных новостей, и иным важнейшим вопросам».

Поэтому авторы поправок предлагают учитывать неоднократность распространения материалов, созданных СМИ-иноагентами, и значительность денежных средств и имущества, полученных человеком из-за рубежа.

Что такое денежные средства и имущество из-за рубежа

Это средства и имущество, полученное от:
иностранных государств, их государственных органов,

международных и иностранных организаций,

иностранных граждан,

лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц,

иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента,

российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента,

российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников,

российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации.

Также предлагается ввести судебный порядок, чтобы признавать человека или организацию выполняющими функции иностранного агента. В этом порядке человека сначала уведомляют в письменном виде о наличии в его действиях критериев для признания иностранным агентом, а в случае повторного получения значительных денежных средств из-за рубежа вызывают в суд. 

Суд может признать полученные средства и имущество незначительными после рассмотрения всех обстоятельств, и тогда человека или организацию нельзя признать иноагентом. Объемы значительных сумм и имущества будет определять Минюст. 

«Настоящий проект федерального закона позволит сделать процедуру признания лиц выполняющими функции иностранного агента прозрачными и более объективными», — говорят авторы инициативы. 

Не здесь, так рядом 

Эти поправки не меняют сути проблемы, считает Галина Арапова. Формально поправки отвечают на ряд предложений и требований — делают процедуру признания иноагентами судебной, позволяют не вносить в реестр иноагентов за один денежный перевод или за один рубль из-за рубежа. 

Но поправки вносят изменения только в часть 7 статьи 6 закона «О СМИ», отмечает Арапова. В этой части говорится о юридических и физических лицах, которые могут быть признаны иностранными агентами, если они распространяют или участвуют в создании материалов СМИ-иностранных агентов и получают иностранные деньги.

Часть 7 статьи 6 закона "О СМИ"

Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таком физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

«Если вы не работаете на иностранное СМИ-иностранного агента, вы не журналист «Дождя» (внесен в реестр СМИ-иноагентов) или радио «Свобода» (внесен в реестр СМИ-иноагентов), вы просто человек, который репостнул «Медузу» (внесена в реестр СМИ-иноагентов) один раз и при этом у вас есть какие-то иностранные деньги от бабушки из Казахстана, или вы сделали одно исследование для Международного университета — этого было достаточно, чтобы признать вас иностранным агентом по седьмой части», — объясняет Арапова.

По словам Араповой, в этой части непонятно, что такое участие в создании контента, это очень широкая формулировка. Создает ли контент журналист, художник, который дал иллюстрацию для статьи, или эксперт, который дал комментарий? Или человек, который сделал иностранному агенту донат?  

Поправки не затронули часть 3 статьи 6 закона «О СМИ», которая тоже касается признания иностранными агентами в том числе физических лиц, независимо от гражданства. По словам Араповой, часть 3 еще более широкая, по ней иностранным агентом можно признать, если человек при наличии у него любых иностранных денег на любые цели распространяет информацию для широкого круга лиц. То есть если с новыми поправками человека не признают по седьмой части, могут сделать это по третьей. 

Часть 3 статьи 6 закона "О СМИ"

Юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.

«В одном случае они что-то поправили, а в той же статье, рядом, все осталось в таком же мрачном виде. Получается, это такая декорация. Нет цели изменить законодательство, есть цель ответить на петицию. А то, что останется, не просто лазейка, а открытые ворота — бери и признавай, проблему не решает совсем», — говорит Арапова.

«Ничего хорошего»

По замечанию юриста, раньше считалось престижным, если человек реализовывает себя, учит иностранные языки и делает карьеру на международном уровне. Теперь в законе «О СМИ» это фактически становится основанием для дискриминации, подталкивает к отказу от персонального и профессионального развития и к самоцензуре.

Поправки вводят предупреждения для людей, получающих иностранное финансирование, но непонятно, что журналист должен сделать, если его предупредили.

Отказаться от работы и зарплаты?

Это, по мнению Араповой, ведет к абсолютной дискриминации в выборе места трудоустройства, карьеры и самореализации. 

Фото: Markus Spiske / Unsplash

«Поэтому я не вижу ничего хорошего в этих поправках. Получается, после предупреждения человек может только уволиться, выпилиться из социальных сетей, прекратить быть журналистом. Ну а что еще? Если критерием внесения в реестр иноагентов считается иностранное финансирование и распространение информации публично», — говорит Арапова. 

Значительные и незначительные суммы

В поправках фигурирует понятие значительная и незначительная сумма денег, полученная из иностранных источников.

«А почему судья должен решать, сколько человеку денег получать? Каким образом он будет определять, сколько денег нужно этому человеку? К какой сумме он должен привязываться, чтобы определить значительность? Получается, что финансовые возможности одного человека для улучшения его уровня жизни, для роста и финансового благополучия будет определять другой человек», — говорит Арапова.

По ее словам, люди будут бояться своих амбиций, международного сотрудничества, улучшения своего финансового благополучия, потому что за это их могут записать в иностранные агенты.  

«Это все сдерживающие факторы — значительная сумма, неоднократность. То есть людям как бы говорят: прекратите получать иностранные деньги, откажитесь от них, перестаньте пользоваться соцсетями, не делайте репосты иностранных агентов и не пишите для них ничего. Сидите потише», — подчеркивает Арапова.

Возможно, поправки выведут из-под действия закона случайных людей, которые сделали один репост и получили денежный подарок от родственников из-за рубежа. 

Для тех, кто работает журналистами и правозащитниками в организациях, признанных иностранными агентами, поправки совершенно ничего не поменяют, добавляет юрист. 

К тому же надо помнить, что помимо статьи 6 закона «О СМИ» в России есть статья 2.1 закона Димы Яковлева, по которой тоже могут признавать иностранными агентами.

Больше новостей некоммерческого сектора в телеграм-канале АСИ. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем