Что такое волонтерский фандрайзинг и чем он похож на серфинг, разбирались в медиаклубе «АСИ — Благосфера».

Фото: Chandler Cruttenden / Unsplash
30%
людей сделают пожертвование, если их попросит об этом друг (данные платформы "Пользуясь случаем")

Волонтерский фандрайзинг — это формирование сообщества волонтеров, которые собирают для организации деньги, вовлекая в благотворительность своих друзей. 

Например, человек может объявить сбор средств в честь своего дня рождения или любого другого значимого события и попросить друзей сделать пожертвование. 

Сначала он назывался френдрайзинг — от слова friend, друг. 

Как работает волонтерский фандрайзинг и зачем он нужен НКО, рассказала Екатерина Гришунина, руководитель проекта «Пользуясь случаем» фонда «Нужна помощь».

С чего начать

НКО могут использовать для волонтерского фандрайзинга платформу «Пользуясь случаем».

Чтобы открыть сбор средств, нужно создать страницу и выбрать повод. Это может быть день рождения, свадьба, любой праздник или обычный день, когда захотелось кому-то помочь.  Далее — выбрать благотворительную организацию, в пользу которой будет вестись сбор средств. Сейчас на платформе можно выбрать одну из 343 организаций, все они прошли верификацию.

Последний шаг — поделиться ссылкой на страницу в социальных сетях и попросить друзей сделать пожертвование.

Сама по себе платформа средства не собирает, продвижением сбора должен заниматься пользователь, подчеркивает Гришунина. 

Еще несколько моделей организации сбора средств.

Можно готовиться к марафону: создать страницу сбора и регулярно генерировать контент, например, с тренировок, а друзей просить поддержать начинание.

Можно собрать команду и вести сбор вместе: например, играть с друзьями в футбол в пользу некоммерческой организации.

Можно рисовать, вести экскурсии, давать мастер-классы и просить друзей перевести пожертвование. Например, художница Татьяна Задорожная каждый день в течение месяца рисовала смешные картинки и публиковали их в Сети. Ее друзья и подписчики благодаря этим картинкам пожертвовали «Дому с маяком» более 1 млн рублей.  

Из чего состоит волонтерский фандрайзинг 

Волонтерский фандрайзинг — своего рода серфинг, говорит Екатерина Гришунина. НКО приходится искать баланс, одновременно решая несколько задач.

Фото: Ilyuza Mingazova / Unsplash

Рекрутинг сторонников — он начинается перед акцией и продолжается до самого конца. 

Соблюдение дедлайнов — нужно сразу обозначить, где финиш. С учетом этой даты определяют этапы мотивирования участников волонтерского фандрайзинга.

Формирование системы признания — следует рассказывать о сборах на своих площадках и в СМИ. 

Рейтинг удержания аудитории — его можно рассчитать, если акция волонтерского фандрайзинга проходит не первый год: сравниваем, сколько участников первой акции вернулись на следующий год. 30% — очень хороший рейтинг удержания. 

Доверие волонтерам — они проявляют максимум инициативы, когда НКО отпускает контроль. 

Как начать кампанию

НКО создает страницу сбора и начинает рекрутинг. Сначала обращаемся к тем, кого знаем, потом — к остальным, делая не менее 20 предложений за раз. Людей можно искать в тематических пабликах в социальных сетях.  

За две недели нужно собрать первую волну волонтеров. Далее подключаем систему мотивации: предлагаем лучшим фандрайзерам уникальную возможность или мерч. 

До кульминации сбора может быть несколько волн рекрутинга. В конце можно сделать церемонию награждения лучших. Лучшие сборы — те, которые собрали большее количество пожертвований, а не денег. 

«Я призываю вас предлагать приз за количество пожертвований, а не за сумму, потому что люди, которые привлекли больше всего пожертвований, обратились к большему числу людей и рассказали им про вашу организацию. Это намного важнее, чем одно большое пожертвование», — говорит Гришунина.     

Организация должна быть готова к тому, что в первый и, возможно, второй год ей придется инвестировать в кампании волонтерского фандрайзинга. Если на событие денег нет, нужно стараться сделать его почти бесплатным или искать спонсора.

Кампании волонтерского фандрайзинга нужно продвигать и распространять в СМИ. 

Как благодарить волонтеров

Во время кампании волонтерского фандрайзинга НКО нужно поощрять волонтеров-участников. Что может быть таким поощрением?

  • Уникальные возможности: например, встреча с известным человеком или эксклюзивный мерч.
  • Мерч кампании или призы для первых участников. Мерч можно создавать в коллаборации с брендами одежды.
  • Впечатления и эмоции: например, совместная тренировка или вечеринка для участников.
  • Публичное признание: церемония награждения, материалы в СМИ и т.д. 
Фото: freestocks / Unsplash

Если человек проводит акцию волонтерского фандрайзинга в пользу НКО, организации полезно познакомиться с ним поближе. Можно предложить включить сбор в рассылку НКО, пригласить человека в гости, рассказать, на что будут потрачены собранные деньги, даже если речь идет о небольшой сумме. 

Где еще взять информацию о волонтерском фандрайзинге

На сайте онлайн-школы для НКО «Опытным путем» есть бесплатный курс о волонтерском фандрайзинге «с нуля».

Также Екатерина Гришунина советует прочесть книгу «100 друзей. Поведенческая экономика волонтерского фандрайзинга» Катрины Ванхасс и Отиса Фултона и изучить материалы на платформе «Пользуясь случаем»: там составлен F&Q о волонтерском фандрайзинге.

Медиацентр «АСИ – Благосфера» – совместный проект Центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий.

Больше новостей некоммерческого сектора в телеграм-канале АСИ. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Услуги организаций

Фонд «Нужна помощь» поддерживает некоммерческие организации и благотворительные инициативы в России: проводит экспертную оценку НКО, рассказывает о социальных проблемах и гражданских инициативах на портале «Такие дела», создал площадку для волонтерского фандрайзинга, проводит образовательные проекты, издает книги о филантропии, собирает статистические данные о состоянии социальной сферы в России.

Центр «Благосфера» создает условия для того, чтобы люди приходили в благотворительность и могли больше узнать об организованной благотворительности и некоммерческих организациях: в центре проходят события московских некоммерческих организаций, работают книжный и киноклуб, работает благотворительный магазин фонда «Второе дыхание», пункты буккросинга, сбора батареек и макулатуры, есть коворкинг для НКО и инициативных групп.

Рекомендуем