Картина рассказывает о работе некоммерческой организации «Центр паллиативной помощи — хоспис имени Василия и Зои Стародубцевых».

Режиссер картины Дмитрий Павлов. Фото предоставлено АНО «Центр паллиативной помощи — хоспис им. В. и З. Стародубцевых»

Документальный фильм о работе единственного в Красноярском крае негосударственного хосписа исследует важнейшие социальные проблемы российского общества. Хоспис уникален как для Красноярского края, так и для всей России. Полуторачасовую полнометражную картину о становлении паллиативной помощи в регионе снял московский кинорежиссер Дмитрий Павлов. Дмитрий приезжал в Железногорск, собирал материал для будущего фильма, была назначена премьера. Но ее отодвинула пандемия.

«В рабочее время Анатолий Стародубцев помогает детям появиться на свет. А все свое свободное время он работает в хосписе на благотворительной основе. Вместе с братом Виктором он помогает старикам, чтобы они еще немного пожили на этом свете», — эту запись Дмитрий Павлов сделал на своей страничке в «Фейсбуке» в феврале 2020 года.

Кадр из фильма. Фото предоставлено АНО «Центр паллиативной помощи — хоспис им. В. и З. Стародубцевых»

А вскоре его жизнь неожиданно оборвалась.

«Когда мы с Дмитрием задумали снимать документальное кино о хосписе, мы не знали, чем все это закончится, — рассказал руководитель Центра паллиативной помощи — хосписа имени Василия и Зои Стародубцевых Виктор Стародубцев. – Но никому и в голову не могло прийти, что через год жизнь Дмитрия оборвется… Где хранится фильм, никто не знал. Отойдя от первого шока, я решил поехать в Москву, к супруге Дмитрия Светлане. С ее помощью, буквально чудом, фильм удалось найти. Мы внесли в ленту некоторую правку. Но его стержень, на котором Дмитрий построил всю картину, остался прежним. Как так случилось, что люди остаются один на один со своими проблемами?! Почему мы слепы и глухи к тем, кто там, за закрытыми дверями, в своих четырех стенах, ставших тюрьмой, плачет от бессилия и боли?! Картина именно об этом».

Кадр из фильма. Фото предоставлено
АНО «Центр паллиативной помощи — хоспис им. В. и З. Стародубцевых»

Виктор вспоминает, что тогда, в Железногорске, Дмитрий все никак не мог насытиться информацией, ловил каждый вздох, каждую мысль, гонялся за героями картины, боясь упустить самое важное в ускользающей жизни. Дмитрий возвращался и возвращался, снимал и снимал до тех пор, пока он смог сказать себе – ну вроде почти все, только вот еще бы надо. Однажды, снимая на рынке, Дмитрий увидел пожилого мужчину, продающего книги, и разговорился с ним. Оказалось, он тоже страдает онкологическим заболеванием.

Режиссер уточнил, знает ли он, что можно обратиться за помощью в центр. И мужчина достал из кармана визитку центра со словами: «Это у меня на самый крайний случай, когда совсем будет невмоготу».

Виктор рассказывает, что фабула фильма угадывается за его названием. Но это вовсе не значит, что все однозначно и считывается «на раз», как раз таки наоборот. Идея хосписа и помощи неизлечимо больным – это одно направление. Другое – неучастие тех, кто может в корне изменить ситуацию. Есть и третья составляющая – собственно, люди. Опять же – разные: милосердные и участливые, сторонние и равнодушные, попавшие в беду и потрясенные тем, как с ними обошлась судьба.

Кадр из фильма. Фото предоставлено
АНО «Центр паллиативной помощи — хоспис им. В. и З. Стародубцевых»

Зачем автору, успешному столичному кинорежиссеру, была нужна эта тягостная тема?

Дмитрий Павлов ответил емко и достаточно жестко: «Фильм «Держи меня за руку, пока я…» задает беспощадный вопрос каждому зрителю – что ты сделал для тех, кто нуждается в твоей поддержке? Чем ты помог тем, кто просил тебя о помощи или смиренно молил об этом Бога?»

Этот фильм о тех, кто не может пройти мимо чужих страданий, болезни, горя. Герои фильма воспитаны так. С детства родители заложили в них, что человек обязан заботиться о других, иначе он перестанет быть человеком.

Кадр из фильма. Фото предоставлено
АНО «Центр паллиативной помощи — хоспис им. В. и З. Стародубцевых»

Фильм выйдет на широкий экран после участия в фестивалях и получения регистрационных документов, как и хотел его автор, Дмитрий Павлов. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать: первые зрители услышали то, о чем говорил режиссер на протяжении всей ленты. Они плакали и аплодировали, обсуждали и выражали Дмитрию свою благодарность.

«Атмосфера в зале была такая, что по большому счету и слов-то не требовалось», — поделился Виктор Стародубцев.

Читайте новости АСИ в удобном формате на Яндекс.Дзен. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Директор железногорского хосписа написал письмо Путину о том, что медицинские НКО не должны жить на гранты

Виктор Стародубцев пытается объяснить президенту, что хоспис нужно привлекать для решения госзадач здравоохранения, а не просто давать деньги на отдельные срочные проекты.