Новости
Новости
19.04.2024
18.04.2024
17.04.2024
18+
Новости

Количество сообщений об НКО увеличилось почти в 1,5 раза — исследование АСИ и ЦИРКОН

Чаще всего в медиапространстве упоминается сбор средств на поддержку незащищенных групп граждан и помощь больным детям, но практически незаметны результаты деятельности сектора.

Фото: unsplash.com

На конференции «ЗаЧем будущее социальной журналистики» 21 октября были представлены результаты исследования «Освещение в СМИ и социальных сетях деятельности негосударственных некоммерческих организаций в России: вторая волна».

Кто пишет о третьем секторе

Согласно исследованию, присутствие некоммерческого сектора в федеральных медиа немного снизилось (с 32% в 2020 году до 27%) в первую очередь из-за отсутствия крупных и резонансных информационных поводов федерального масштаба.

По словам аналитика Исследовательской группы ЦИРКОН Анастасии Сапоновой, интерес к НКО сохраняется скорее на региональном уровне. Основными поставщиками информации о деятельности некоммерческих организаций (73% публикаций) по-прежнему остаются локальные медиа — интернет-СМИ и информагентства.

Повестка

В 2021 году радикально поменялась информационная повестка третьего сектора — абсолютное большинство публикаций (94%) не были связаны с темой коронавируса, то есть тема пандемии и коронавируса уступила место привычной деятельности. 

Все без исключения резонансные события сектора в этом году оказались так или иначе связаны с государственной повесткой — сюда же относится, например, информация о приеме заявок в Фонд президентских грантов или материал о продаже работ министра обороны РФ на благотворительном аукционе.

4 из 10 наиболее заметных событий оказалась связаны с законом об иностранных агентах. Большинство материалов (порядка 77% против 56% годом ранее) посвящены мероприятиям — онлайн-акциям, концертам, флешмобам и сборам.

Для сравнения — только 5% материалов связаны с результатами деятельности НКО и 1% посвящен работе НКО «в поле» (репортажи с мест оказания помощи).

«Активисты видят работу друг друга воочию и появляется ощущение, что все остальные тоже видят, как они несут благо. Но подавляющая часть людей не видит работу НКО или видит ее очень опосредованно через массмедиа», — подчеркивает руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН Игорь Задорин.

Общее количество сообщений по сравнению с 2020 годом увеличилось почти в 1,5 раза (с 350 до 500 тысяч). Важный тренд — появление целого пула авторов, которые специализируются на некоммерческой тематике.

По итогам двухлетнего мониторинга основными элементами образа некоммерческого сектора в СМИ можно назвать аккумуляцию ресурсов (сбор средств, фандрайзинг) и оказание помощи. При этом процесс сбора средств больше заметен в медиапространстве.

Деятельность НКО в социальных сетях

Основной социальной сетью НКО можно назвать «ВКонтакте» (67,30% всех упоминаний), следом идёт Facebook (17,01%), затем портал «Одноклассники» (9,48%), Youtube (4,58%), Twitter (1,02%) и Instagram (0,61%). Ключевая функция присутствия большинства НКО в соцсетях направлена не на информирование, а на фандрайзинг.

Широкий охват и вовлеченность получили фонды «Ночлежка» и фонд Хабенского за счет освещения их деятельности медийными персонами с широкой аудиторией подписчиков.

В социальных сетях заметны не только сообщения крупных благотворительных фондов, но и отдельных лидеров мнения некоммерческого сектора (например, Лиды Мониавы) или медиаперсон, которые призывают помочь отдельным некоммерческим организациям (Ирина Шихман, Тамара Эйдельман).

«К сожалению, некоммерческий сектор в медиа не выступает как институт развития — практически не видно экологической повестки, правозащиты и так далее. Это печально, потому что к НКО прилипает узкий образ «собеса», который может только помогать нуждающимся. В итоге получается, что массмедиа влияют не только на образ, но и на структуру активности сектора», — резюмирует Игорь Задорин.

Исследование проводилось Исследовательской группой ЦИРКОН по заказу Агентства социальной информации с 1 марта по 30 июня 2021 года. Исследование — часть проекта «PROдвижения НКО» (при поддержки Благотворительного фонда Владимира Потанина).

Методология включала в себя поиск публикаций в системе мониторинга СМИ и социальных медиа «Медиалогия» по ключевым словам и мониторинг по упоминаниям 204 благотворительных организаций. В итоге было детально проанализировано более 4000 публикаций.

*Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей» внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранных агентов

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике