Выставка — часть инклюзивного проекта «ТАКТ» фонда «Четверг».

Фото: Kerensa Pickett / Unsplash

Вечером 10 июня в Санкт-Петербурге откроется инклюзивная выставка сенситивного искусства «ТАКТ». Как создавались произведения для выставки, что такое ольфакторное искусство и почему все экспонаты нужно и можно трогать, рассказала АСИ руководитель проекта «ТАКТ» Алиса Лоза.

Это не аббревиатура

В названии проекта хотели отразить его главные составляющие, рассказала Лоза. Ими оказались тактильность, потому что в проекте апеллируют к тактильному и чувственному восприятию искусства, и тактичность по отношению к художникам.

Проект состоит из нескольких этапов: первый — работа художников с инвалидностью и без над собственными произведениями, второй — выставка этих произведений.

Художники работали в смешанных группах в разнонаправленных мастерских. В проекте организовали мастерскую телесных практик, то есть перформанса, мастерскую тактильной инсталляции и мастерскую ольфакторного искусства, то есть искусства запахов. 

Искусство запахов

Ольфакторное искусство известно уже около ста лет, а в последние годы развивается наиболее активно, отметила руководитель «ТАКТа». Эту мастерскую курирует Элина Куликова, театральный режиссер и художница. Куликова создала спектакль «ЛАВ», летучие ароматические вещества, который целиком состоял из запахов. 

Спектакль «ЛАВ» покажут на закрытии выставки.

«В мастерских она рассказывает художникам, как с помощью запахов можно визуализировать переживания, создать художественное произведение, которое воздействовало бы на зрителя не визуально, а именно на незримом, чувственном уровне.

И здесь мне кажется важным, что запахи воздействуют намного глубже: они сразу напрямую апеллируют к твоим чувствам. У каждого человека есть запахи, которые с первых секунд напоминают ему о каком-то моменте, приносят воспоминания», — пояснила Алиса Лоза.

Фото: Fulvio Ciccolo / Unsplash

К выставке подготовили несколько ольфакторных инсталляций: к некоторым нужно будет подойти ближе, чтобы услышать запах, в некоторые зайти целиком.

Можно трогать

«Мастерскую тактильной инсталляции ведет современная художница и участница студии «Простые вещи» Мария Опоцкая. У нее довольно большой опыт и художественной практики, и инклюзивной работы. В этой мастерской художники делают инсталляции, с которыми можно и нужно взаимодействовать на выставке. К тому же они будут доступны людям с разными потребностями», — рассказала Алиса.

В течение проекта для художников организовывали встречи с экспертами в сфере инклюзии: они рассказывали, как сделать свое искусство более доступным. В фонде «Четверг» надеются, что художники продолжат пользоваться принципами инклюзии и после «ТАКТа».

Фото: Killian Cartignies / Unsplash

«Если говорить про выставку, то и она, и наши мастерские — про чувственный опыт. Мне бы хотелось, чтобы каждый зритель на выставке получил этот новый опыт и по-другому посмотрел на искусство. То есть понял, что на искусство можно не только смотреть, его можно трогать, чувствовать, нюхать, с ним можно взаимодействовать другими способами.

Классическое искусство, музей, галерея — это зачастую все еще пространство, где ничего нельзя, на все можно только смотреть, а руками трогать и близко подходить нельзя. На нашей выставке — можно!» — заключила Алиса Лоза.

На выставке представят работы в знакомых и сложных техниках: будет вышивка и скульптура, будет и комната из металла, который вибрирует от прикосновения человека.

Посетить выставку можно с 10 до 27 июня 2021 года в пространстве «Линии» по адресу: Санкт-Петербург, 8-я Линия В.О., 25. Регистрация на открытие выставки здесь.

Проект «ТАКТ» реализуют при поддержке ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург».

Больше новостей некоммерческого сектора в телеграм-канале АСИ. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Услуги организаций

Фонд «Четверг» открыл акселератор культурных проектов в помощь начинающим разработчикам культурных инициатив, создал школу волонтерства в сфере культуры, издает книги по культурному менеджменту.

Рекомендуем