Особо защитные участки леса часто расположены на крутых горных склонах и каменистых россыпях, берегозащитных полосах и препятствуют эрозии почв, а также содержат насаждения-медоносы. Это важная часть местной экосистемы. Согласно Лесному кодексу РФ, заготавливать древесину на таких участках запрещено.
В Краснодарском крае практика незаконной рубки на таких участках существовала многие годы. Только в 2014-2018 годах Министерство природных ресурсов Краснодарского края отвело под вырубку 195 территорий, относящихся к особо защитным участкам лесов. В общей сложности под незаконные вырубки попали почти 30 тысяч кубометров древесины.
С 2017 года, когда Всемирный фонд дикой природы (WWF) стал вести мониторинг законности рубок, ситуация резко изменилась. Если в 2014 году здесь назначили 52 рубки на 7,5 тысячи кубометров древесины, в 2015-м – 91 рубку на 10,6 тысячи кубометров, то в 2018 году – только одну рубку на 221 кубический метр.
«Как может государство бороться с незаконной рубкой — вопрос сложный. Мы же сейчас говорим как раз о случаях, когда сами чиновники санкционируют незаконные рубки. И у нас на Кавказе таких, увы, большинство.
Тут важно вести грамотное и законное управление лесами, дополнительных усилий тогда не нужно будет. Как вариант — задуматься об уровне заработных плат сотрудников лесничеств, возможно, тогда серых схем станет меньше»,
— отметила в разговоре с АСИ старший координатор лесных проектов представительства WWF России в экорегионе «Российский Кавказ» Елена Черкасова.
Она отмечает, что для проверки законности рубки деревьев на лесном участке местные активисты и обычные жители могут воспользоваться ГИС-порталом, на котором достаточно вбить координаторы обнаруженной в лесу вырубки.
В ноябре представители WWF обратились в Законодательное собрание Краснодарского края с просьбой изменить закон, регулирующий заготовку для собственных нужд граждан.
«Это одна из «лазеек» для незаконных рубок. Мы попросили сделать информацию о местоположении таких рубок открытой и прозрачной. Сначала обещали, что рассмотрят наши предложения в марте, а сейчас уже сообщили, что рассмотрение переносится на конец года и результаты мы узнаем только в уже опубликованном законе, — продолжает Черкасова. — К сожалению, в регионах, где привыкли считать лес собственностью ведомств, диалог с обществом выстраивается достаточно долго».
При этом старший координатор проектов экорегиона «Российский Кавказ» добавляет, что ситуация в Краснодарском крае меняется, несколько лет назад отношение регионального Минприроды к экологическим активистам было еще хуже – в ответ на жалобы приходили только отписки.
«Теперь нас зовут на совместные проверки и прислушиваются. Некоторые лесничества готовы налаживать взаимодействие и прямо об этом сообщают. Ну и как видите, даже рубок в особо защитных участках лесов больше не назначают», — подытожила Черкасова.