Чего боятся просветители и некоммерческие организации и что на это отвечают разработчики закона о просветительской деятельности.

Фото: Сергей Соболев / Фотобанк Лори

29 апреля в Общественной палате РФ обсудили проект постановления Положения об осуществлении просветительской деятельности.

Президент фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход» Авдотья Смирнова заявляет, что фонд не сможет продолжать работать, если проект закона о просветительской деятельности останется в текущем виде.

По ее словам, немногочисленные сотрудники фонда, половина из которых волонтеры, теперь должны будут заключать договоры с четырьмя министерствами, чтобы продолжать работать. Все это подводит к мысли о закрытии фонда.

«Один из важнейших видов нашей деятельности — информирование. Нам приходится просвещать врачей, педагогов, родителей. Я хожу в школу и произношу перед родителями пламенную речь о том, что не нужно бояться детей с аутизмом. Авторы закона живут в мире розовых пони и иноагентов, а в реальности детей с аутизмом запирают и прячут от других людей», — говорит Смирнова.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева подтверждает, что каждая вторая некоммерческая организация занимается просвещением.

Кроме того, в некоммерческом секторе уже накоплена практика экспертной работы с документами для разного типа мероприятий — от разовых до системных. Поэтому важно приглашать НКО в рабочую группу для доработки проекта закона.

Основная претензия к закону — возможность широкой трактовки понятия «просветительская деятельность» и вероятность, что под него попадают «практически все». Чтобы этого избежать, ученый-астрофизик и популяризатор науки Сергей Попов предлагает ограничиться только образовательными учреждениями, потому что «там легко можно выделить того, кто подпадает под закон».

Попов также подмечает, что большинство просветителей не читают лекции регулярно, и не совсем корректно приравнивать визит ветерана в школу и систематическую образовательную деятельность.

Политолог Екатерина Шульман также уверена, что невнятные формулировки подталкивают конечного правоприменителя, например, директора школы, не проводить вообще никаких просветительских мероприятий из расчета «как бы чего не вышло».

«Пострадают не московские просветители, которые смогут найти другую, частную площадку для своих мероприятий, а региональные. Здесь налицо избыточное регулирование закона, который только повышает на всех нагрузку и при этом уменьшает поддержку. Кроме того, закон открывает широкие возможности рынку фальшивых справок и удостоверений», — заключает Шульман.

Заместитель министра просвещения Андрей Корнеев считает, что все страхи просветителей связаны с тем, что законопроект был недостаточно внимательно прочитан.

По его словам, в проекте постановления нет вопросов регулирования просветительства в сети Интернет, нет вопросов регулирования просветительства в СМИ.

Однако Корнеев пообещал, что в министерстве скорректируют положения постановления, которые вызывают двойное прочтение.

«Я обязуюсь, мы скорректируем соответствующие положения, будет звучать недвусмысленно и понятно, что просветительская деятельность в образовательной организации, организации науки и культуры осуществляется на основании договора», — процитировали Корнеева РИА Новости.

Единственный запрет, который содержится в федеральном законе, — это то, что не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной розни.

«В постановлении не вводится государственный контроль просветительской деятельности. Контроль предусматривается только со стороны учредителя», — подчеркнул замминистра.

В заключении Корнеев заверил, что министерство разрабатывает еще одно положение — о порядке заключения договоров между организациями и теми, кто ведет просветительскую деятельность. Положение будет обсуждаться в Общественной палате.

Напомним, что 5 апреля президент подписал закон о просветительской деятельности. Критики проекта, в числе которых представители из научного сообщества и известные просветители, считают, что он создает предпосылки для «репрессивного и цензурирующего регулирования».

Обновление от 04.05.21, 15:43:

Добавлена реплика Андрея Корнеева о корректировках в Положение об осуществлении просветительской деятельности.

Больше новостей некоммерческого сектора в телеграм-канале АСИ. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем