Сколько денег нужно на первую партию и может ли мерч конкурировать с масс-маркетом?

Фото: Марина Некрасова / АСИ

Зимой и весной 2021 года портал «Такие дела» организует продажу мерча некоммерческих организаций в pop-up-формате, открывая в Москве временные торговые точки, где можно купить брендированные вещи «Таких дел», фондов «Антон тут рядом», «Дом с маяком», «Со-единение», «Старость в радость», Фонда борьбы с лейкемией, а также центра «Насилию.нет» (внесен Минюстом РФ в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента).

Что дает некоммерческой организации выпуск и продажа мерча, рассказывают участники проекта.

Продажи и окупаемость

В pop-up-магазине можно купить худи и футболки центра «Насилию.нет». Мерч нужен был, чтобы распространить информацию о работе центра. Рассчитывали, что коллекцию сразу раскупят, благодаря поддержке звезд и партнеров, на старте продаж.

Планировалось, что за месяц будет продано 1,1 тыс. товаров. Сегодня, 4 месяца спустя, проданы все худи, осталось немного футболок, рассказывает Анфиса Скубко, менеджер магазина «Насилию.нет».

Чтобы увеличить продажи, нужна таргетированная реклама, настройка рекламы мерча в соцсетях. Еще помогают ивенты, на которых можно купить продукцию НКО.

«Не получится сделать так, что ты выложил товар и его раскупят», – говорит Анастасия Скубко.

Рассчитывая стоимость мерча, нужно учитывать стоимость сигнального образца, логистики, оплату склада, зарплату менеджера интернет-магазина и другие расходы. Нужен стартовый капитал не менее 1,5 млн рублей, считает Скубко.

И обязательно нужно быть готовым к тому, что на стадии производства что-то пойдет не так. «Насилию.нет» не повезло с шоперами, не устроило качество, пришлось отказаться от продажи сумок.

Уникальность и конкурентоспособность

Мерч – это не просто вещь с символикой фонда или красивым дизайном. За ней обязательно должна быть идея или история.

В 2015 году подопечный Фонда борьбы с лейкемией предложил выпускать красные шапки — для пациентов, которые проходят химиотерапию.

«Мы придумали флешмоб: надо было надеть шапку, сфотографироваться и написать хештег. Мы попросили звезд принять участие, был хороший отклик. Шапка предлагалась за пожертвование от тысячи рублей. И за две недели мы заработали первый миллион пожертвований», – говорит Марина Крижевская, фандрайзер Фонда борьбы с лейкемией.

Когда Фонд борьбы с лейкемией пригласили на рок-фестиваль «Нашествие», придумали коллекцию футболок с рок-музыкантами. В марте 2020 года начался флешмоб «От рока до Блока»: известные российские музыканты снимали ролики, в которых читали стихи в мерче фонда. Другая уникальная коллекция фонда – нижнее белье с надписью #самоевремяжить.  

Анна Пашковская, менеджер по фандрайзингу фонда «Со-единение», отмечает: при создании первой коллекции мерча они делали упор на уникальность. Их принты – это слова и буквы, имитирующие шрифт Брайля.

Важно, чтобы мерч соответствовал рынку и запросу покупателей. Для этого мерч должен быть качественным, удобным и с интересным принтом.

Фото предоставлено пресс-службой фонда «Нужна помощь»

За качеством продукции следит и pop-up-магазин «Таких дел». Сотрудники читают отзывы: если покупатели негативно оценивают качество вещи, магазин предлагает организации заменить подрядчика или отказывается от продажи совсем.

«Любая одежда, которую носит человек, должна быть функциональной и удобной. Не важно, мерч это или нет. И тем более — когда мы говорим про смыслы», – уверена Майя Соерова, руководитель отдела фандрайзинга фонда «Нужна помощь».

Смыслы

Несмотря на то, что создание мерча – затратно, многие НКО не планируют от него отказываться.

Покупка мерча – способ получить хорошие эмоции и выгоду от благотворительности. Мерч помогает сформировать комьюнити: люди, которые разделяют ценности НКО, могут почувствовать себя частью сообщества, общаться с другими сторонниками организации.

«Начало продажи мерча – это шажок к перевоспитанию людей. Сейчас идет тенденция к осознанному потреблению, экологичности. Мы можем говорить о том, что благотворительные покупки тоже должны стать частью нашей культуры», – считает Анна Пашковская.

Советы начинающим

Для создания мерча важно найти качественного подрядчика. Например, можно начать сотрудничать с региональными производителями: часто они делают одежду хорошего качества по ценам ниже московских.

Перед созданием коллекции полезно поговорить с аудиторией, выяснить, чего бы ей хотелось. Стоит изучить тренды: например, сейчас в моде oversize и такая одежда будет пользоваться большим спросом.

Можно поэкспериментировать, сделать что-то, помимо футболок и худи. Например, в центре «Насилию.нет» задумались о выпуске брендированных средств самообороны.

Больше новостей некоммерческого сектора в телеграм-канале АСИ. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Услуги организаций

Центр «Насилию.нет» предоставляет информацию людям, столкнувшимся с проблемой домашнего насилия, в том числе координаты кризисных центров, есть мобильное приложение с тревожной кнопкой. Центр развивает консультирование жертв домашнего насилия и разрабатывает программу помощи агрессорам.

Фонд «Нужна помощь» поддерживает некоммерческие организации и благотворительные инициативы в России: проводит экспертную оценку НКО, рассказывает о социальных проблемах и гражданских инициативах на портале «Такие дела», создал площадку для волонтерского фандрайзинга, проводит образовательные проекты, издает книги о филантропии, собирает статистические данные о состоянии социальной сферы в России.

Фонд «Со-единение» дает передышку семьям, в которых живут слепоглухие дети и взрослые. Они могут рассчитывать на 360 часов бесплатного профессионального ухода. Также работают курсы для слепоглухих: компьютерная грамотность, пространственное ориентирование, социально-культурная реабилитация. Есть тренировочные квартиры для слепоглухих, которые не хотят жить в интернате.

Рекомендуем

Петербургский фонд «Гуманитарное действие»* представил мерч в поддержку наркозависимых

Серия футболок и сумок-шоперов была разработана фондом (внесен Минюстом РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента) совместно с дизайн-студией «Верстак» и проектом Merchism.