Солидарность, перекос к адресной помощи и ресурсные центры как лестницы в Хогвартсе — какой след 2020 год оставил в НКО-секторе.

Фото: Алексей Сухоруков / РИА Новости

Двоякий онлайн

Пандемия подсветила гибкость, с которой и государственные, и негосударственные структуры способны перестроиться на новые обстоятельства. По словам Сергея Степанова, советника руководителя Федерального агентства по делам молодежи, им удалось стремительно перейти в онлайн, добавить интерактивности и выйти на все возможные онлайн-площадки, даже в Clubhouse. 

А по словам Елены Тополевой, директора Агентства социальной информации, пандемия неожиданно показала низкий индекс цифровизации НКО-сектора. Это известно на основе данных Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Оказалось, у многих НКО не было подходящего оборудования, программного обеспечения, и переход в онлайн получился не сразу. 

Корпоративное волонтерство и КСО

Ирина Жукова, председатель Национального совета по корпоративному волонтерству, отмечает огромный рост количества сотрудников, которые начали проявлять инициативу в помощи. В марте 2020 года, когда выходить и помогать в офлайне было нельзя, получило развитие интеллектуальное волонтерство. Корпоративные волонтеры помогали НКО оптимизировать финансы, разрабатывать новые маркетинговые стратегии. 

Это привело к тому, что сейчас Национальный совет видит прирост компаний, которые хотят в него вступить. Также Жукова замечает важность признания волонтерского труда на высоком уровне, это тоже помогает развивать корпоративное волонтерство. 

Еще один стимул для компаний — налоговый вычет, который удалось добиться в 2020 году. По мнению экспертов, он не особо влияет на тех, кто занимается помощью давно, но может послужить поводов задуматься тем, кто этого еще не делает.

Однако несмотря на всплеск помощи и всеобщее объединение в 2020 году, в 2021 году НКО ожидают падения сборов от компаний, потому что многие из них начинают сворачивать КСО. 

Ресурсные центры и СПЧ

В СПЧ увидели огромное количество народных объединений вокруг НКО, рассказывает Светлана Маковецкая, член СПЧ, председатель постоянной комиссии СПЧ по развитию институтов гражданского общества, директор Центра ГРАНИ.

Маковецкая отмечает значимость ресурсных центров, которые в краткие сроки доступно объясняли НКО и гражданам, как получить социальную поддержку.

«Некоторым было не очень понятно, зачем в России НКО для НКО, то есть ресурсные центры и программы. Их полезность выяснилась именно в пандемию», — говорит Маковецкая. 

Ресурсные центры двигались, как лестницы в Хогвартсе: гибко, но в итоге приводя туда, куда надо, к помощи. Они во многом занимались антикризисной поддержкой НКО.  

Вместе с Фондом Тимченко СПЧ заметил еще одну особенность пандемии: появилось народное попечительство над учреждениями — интернатами и больницами. 

Маковецкая добавляет, что в СПЧ сильно обеспокоены увеличением административных издержек для НКО. Новые требования к отчетности во многих случаях превосходят возможности и административные мощности даже крупных некоммерческих организаций. 

Адресная помощь и доноры

Эксперты отмечают гибкость доноров, которые обратили внимание на системную поддержку НКО и их деятельность в целом. 

Но это происходило не во всех случаях. По словам исполнительного директора Ассоциации «Все вместе» Киры Смирновой, в пандемию у НКО случился перекос в сторону адресной гуманитарной помощи. Большая часть доноров тоже охотнее помогала адресно, забывая об административных расходах НКО. А у НКО во время пандемии административной работы с документами стало намного больше; это привело к тому, что многие начали работать на износ.

Еще один минус, возникший в пандемию, который заметили «Все вместе» — архаизация фандрайзинга. Резко подскочило количество сборов на личные карты (чтобы быстрее), с которыми сектор активно борется. 

И наконец необходимо не забывать об огромной менеджерской работе НКО, которые объединяли волонтеров в каком-то аспекте помощи. 

Пленарное заседание «Уроки эпидемии новой коронавирусной инфекции: новые задачи в части поддержки СО НКО» открыло XIII конференцию Минэкономразвития России по межсекторному взаимодействию в социальной сфере, которая проходит 26 марта в Москве. 

Запись пленарного заседения см. здесь

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Услуги организаций

Центр ГРАНИ проводит исследования и готовит аналитические материалы по актуальным для некоммерческого сектора темам, создает готовые решения для управления НКО, гибридных форматов работы, наборы инструментов для специалистов НКО, создал в Перми первое дружелюбное пространство для гражданских активистов и проводит в нем образовательные программы для НКО и волонтерских объединений, создает и распространяет материалы, способствующие повышению социальной грамотности населения, открыл дневной центр для людей в беде «Территория передышки».

Ассоциация «Все вместе» оказывает системную помощь благотворительным организациям, предоставляет площадку для дискуссий, встреч, консалтинговой поддержки, обмена опытом, проводит проекты поддержки социального волонтерства, продвигает принципы прозрачности и открытости в работе НКО.

Рекомендуем