О сторителлинге, который побуждает к позитивным изменениям, и о том, как переводить слова в действия, поговорили на фестивале импакт-экономики Impact Fest.

Фото: unsplash.com

В дискуссии приняли участие журналист, руководитель проекта «Полка» Юрий Сапрыкин и председатель совета фонда «Нужна помощь», создатель «Таких дел» Митя Алешковский.

Сила слова

Юрий Сапрыкин: «Сейчас мы как никогда видим, как новые слова и термины, о которых мы раньше не думали, ощутимо меняют нашу жизнь. Например, как только ты обнаруживаешь, что существует слово «харассмент» — оно меняет твой взгляд на мир, твое отношение и твои действия. За словом «иноагент» тоже тянется целый шлейф разных смыслов и действий, которое это слово подразумевает».

Митя Алешковский: «Одно из самых больших препятствий сейчас на пути решения множества проблем — это стигматизация. Возьмем наркозависимых: 99% людей считают, что те, кто употребляет наркотики — это безвольные люди, которые сами виноваты, и помогать им не нужно.

В реальности все вообще не так, и если мы объясним людям, что речь идет о болезни, которую можно вылечить, что наркоманы, в первую очередь, — люди, то стигма пройдет. То же самое с бездомными, с ВИЧ-инфицированными и огромным количеством других проблем».

«Стигму можно победить только словом, и я верю, что в конечном итоге так и будет».

Все ли средства хороши?

Митя Алешковский: «Когда ты противостоишь смерти, нищете, боли и страданию, в принципе любой метод годится. Но: важно не врать и не терять объективности. Любая манипуляция — это плохо. Когда мы видим рекламу умирающего ребенка, играет грустная музыка и за кадром звучит голос «Катя умирает. Если сейчас же вы не пожертвуете ей денег — она умрет в муках» — это насилие и манипуляция».

Митя Алешковский. Скриншот онлайн-трансляции

Юрий Сапрыкин: «В онлайн-среде главная валюта — внимание. Многие считают, что в борьбе за эти микросекунды внимания все средства хороши — из этого потом возникает то, что мы называем «кликбейтом». Если действительно срочно нужно собрать средства конкретному человеку — наверное да, можно и нужно завоевать эти микросекунды сильным аффектом. Гнев, страх, жалость, умиление работают прекрасно. Другой вопрос, что зритель или читатель всегда чувствуют, насколько вы искренни».

«Искренность, вера, убежденность всегда работают лучше, чем специально сконструированное сообщение».

«Если ваша цель долгосрочная и вы хотите побудить подписаться на рекуррентные платежи, — механизмы другие».

К чему призывать?

Митя Алешковский: «Мы в «Таких делах» поняли две вещи, которые мы обязательно должны доносить до аудитории и продвигать в обществе».

«Первая: насилие порождает только насилие, и оно не должно одобряться ни в каком виде и ни в чью сторону».

«Второе: требование возврата в легальное поле. А еще когда мир разделился на черное и белое, повсюду правят ненависть и злость, очень важно стараться полюбить каждого человека, с которым ты разговариваешь или берешь интервью. Постараться его понять и услышать».

Юрий Сапрыкин: «Нужно говорить о том, что вы думаете и что вас беспокоит. И задавать самый важный вопрос — что такое оставаться хорошим человеком и жить, не теряя собственного достоинства. Искать и показывать подобные примеры».

«Нам всем сейчас приходится выбирать даже не между добром и злом. А между разными вариантами добрых дел, на которые мы потратим свои микросекунды».

Юрий Сапрыкин. Скриншот онлайн-трансляции

«Типичной стала ситуация, когда разные виды добра начинают друг друга «мочить», пытаясь всех убедить, что их версия добра самая добрая и именно она заслуживает больше внимания, платежей и вовлечения. Пример, когда кричат: как вы можете сейчас говорить про больных детей, если у нас людей в тюрьмы сажают? И так далее.

Важно выйти из этого круга взаимного уничтожения и понять, что все ценности, ведущие к поддержке слабых, принятию разных мнений — это ценности правильные».

Как призывать?

Митя Алешковский: «Основной тренд — это новая искренность, так что нужно быть собой. Любая попытка что-то изобразить заканчивается отрицательной реакцией. Взлетают те люди, медиа и организации, которые открыты и прозрачны как чистый лист».

Юрий Сапрыкин: «Говорить о том, во что вы верите тем способом, который у вас получается».

«Если вы не умеете писать лонгриды, но для вас органично существовать в «Инстаграме» или любой другой социальной сети — будьте там».

«Раз в месяц появляется новый канал коммуникации, но не надо пытаться бежать во все стороны сразу — люди пользуются разными каналами, найдите тот, где ваша вера транслируется самым органичным для вас способом».

Сила действия

Юрий Сапрыкин: «Информационное пространство очень заряжено на производство аффектов, и мы в эту цепь все равно вовлечены. Есть цепь молчания, а есть цепь кричания, когда все одинаково эмоционально реагируют на какой-то повод и кричат: «Ох, ужас, мрак, все вокруг враги, рабы, козлы» и так далее. Этому занятию мы предаемся практически инстинктивно.

Важно выйти из этой цепи и сказать себе: ну ок, есть некая отдаленная большая цель, к которой мы все хотим прийти. Какие мелкие, достижимые, понятные шаги могут нас к этой цели приблизить?

Ты можешь подписать петицию, ты можешь отнести передачу в спецприемник, сделать то или это. И это будет твой ответ на вопрос, что такое быть человеком и жить с достоинством. Как бы мы не верили в силу слова, отвечать на эти вопросы нужно действием».

Impact Fest 2021 проходит c 15 по 21 февраля в формате онлайн. Планируется, что на фестивале выступят более 70 предпринимателей, инвесторов и экспертов в области социальных инноваций и импакт-решений, медиа и коммуникаций.

Ключевые темы — образование, экология, гендерное равенство и инклюзия, технологии, медиа и сообщества.

Организатор фестиваля — Impact Hub Moscow.

Читайте новости АСИ в удобном формате на Яндекс.Дзен. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Тренды: импакт-экономика

Чего не хватает социальному бизнесу для развития импакт-экономики, как привлечь инвесторов и измерить импакт-эффект.

Как рассказывать истории: инфографика для НКО

Как сделать героя интересным аудитории и правильно выстроить композицию истории, рассказали руководитель Театра сторителлинга Константин Кожевников и мультимедийный продюсер Оксана Силантьева.