Новости
Новости
25.04.2024
24.04.2024
23.04.2024
18+
Новости

Контроль, пофигизм, шаманство: что происходит с обществом в пандемию

Темой Общероссийского гражданского форума в 2020 году стал постковид.

Фото: pixabay.com

28 ноября одновременно на 11 тематических площадках в шести городах — Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге, Перми и Ставрополе — состоялся Восьмой Общероссийский гражданский форум (ОГФ). Его организаторы — Общероссийский гражданский форум и Комитет гражданских инициатив (КГИ).

Традиционно на ОГФ стараются переосмыслить происходящее вокруг нас: в обществе в целом и в гражданском обществе, в частности. Форум открыла дискуссия «Выздоровление гражданского общества: преодоление социальной апатии через обретение прав и свобод».

Спикеры панельной дискуссии. Фото: скриншот трансляции ОГФ

Контроль

«Сейчас я с опаской представляю, как такие ограничения повлияли бы на общество 20 лет назад», — отметил председатель Счетной палаты России и член КГИ Алексей Кудрин.

Тогда, по его словам, без онлайн-каналов связи у людей не получалось бы общаться, работать, передавать какие-либо документы и принимать решения. А теперь интернет и современные технологии помогают людям переживать пандемию легче, чем это могло бы быть раньше.  

«С другой стороны мир переживает достаточно глубокий кризис. Такого кризиса, когда вся мировая экономика падает на 4%, еще не было. <…> Это новая реальность для всего мира», — уточнил Кудрин. 

По мнению Кудрина, Россию ожидает новое падение уровня бедности и прирост количества бедных — их станет больше примерно на один миллион. И выбраться из кризиса в ближайшие годы не получится, поэтому надо сохранять фокус на тех, кому нужна помощь. 

«Онлайн-форматы в значительной степени останутся. Это повлияет на нашу экономику: например, не будут востребованы большие площади недвижимости для офисов, как это было раньше, создадут совершенно новые онлайн-форматы с эффектом присутствия. И количество таких форм общения будет расширяться, и даже несмотря на то, что нам хочется живого общения, это надолго, — заявил председатель Счетной палаты. — Что, я думаю, является острым вопросом для гражданского общества, — это контроль за частной жизнью, который вводят все эти формы учета и контроля». 

Алексей Кудрин. Фото: скриншот трансляции ОГФ

Но по его мнению, только общество может поставить грань, за которой превышение контроля даже в целях безопасности будет мешать личной жизни. 

«Мы давно должны признать, что никакой личной жизни уже давно не существует. Мы все под контролем: мы все (существуем. — Прим. АСИ) вокруг камер, у нас у всех в карманах мобильные телефоны и так далее», — заметил генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей», директор Высшей школы государственного управления РАНХиГС Алексей Комиссаров.

Пофигизм

Столица и регионы по-разному реагировали на пандемию COVID-19 и ограничительные меры, по-разному действовали и власти. 

Так, по мнению экономикогеографа, профессора кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Натальи Зубаревич, с пандемией Москва наконец избавилась от пофигизма, а в регионах его только прибавилось. Именно пофигизм и привычки тесного дружеского и семейного взаимодействия в регионах повлияли на распространение инфекции. 

«Пока у меня есть ощущение, что до всех не дошло. Дошло до тех, у кого родственники уже попали в эту историю и столкнулись с проблемами здравоохранения в регионах. Это русское авось-небось и региональные проблемы здравоохранения трансформируют ситуацию к большему вниманию к себе, но все равно Москва идет сильно впереди», — считает Зубаревич.

Наталья Зубаревич. Фото: скриншот трансляции ОГФ

По ее словам, разница проявляется и в том, что распространение COVID-19 и вторая волна сначала начались именно в Москве. 

«В Москве все началось раньше, до регионов, в том числе до региональных начальников дольше доходило: ну проехали первую волну, как-то оклемались, ну расслабились, а расслабляться с тем мизерным количеством мощностей и денег точно было нельзя. Ну Россия — это как? Это страна «упремся-разберемся», управленчески мы реагируем именно так. В этом смысле Москва показала пример предварительной реакции. И притом что я все время критикую московские власти, тут я должна сказать, что качество подготовки у Москвы было лучше всех», — сказала Наталья. 

Тяга к серьезному чтиву и шаманство

«Ковид нам дал возможность вечной темы, которую мы все время обсуждаем: будет ли другая жизнь? Вернемся ли мы обратно? Это все напоминает мне, как в 2000-х в издательской сфере, когда я давала интервью, всегда был первый вопрос: а не убьет ли электронная книга бумажную? Я боюсь, что ковид еще лет десять будет вот таким», — отметила общественный деятель, главный редактор «Нового литературного обозрения» Ирина Прохорова.

Как издатель, Прохорова замечает изменение состояния общества через книги, которые оно покупает. Сейчас, по ее словам, возрос интерес к нон-фикшен: тяга к серьезному чтиву в кризис — частое явление. Это, по ее мнению, говорит о потребности общества в новых идеях, в мудрости, которую оно пытается найти в книгах. Также это — запрос общества на новую систему ценностей. 

 По мнению Комиссарова, в пандемию общество сплотилось, и это хорошо видно в акциях взаимопомощи, например, «Мы вместе». 

А вот гражданское общество разобщилось, считает Наталья Зубаревич. Это происходит из-за минимизации живых контактов и огромного количества онлайн-шума. 

«Посмотрите Youtube —  это же с ума сойти можно! Там и активность, и такой масштаб помоек, что слов моих нет. Люди теряются в таком объеме информации, нет структуризации: что происходит, что делать, как понимать? Эта ковидная история ведет к разобщению, потому что когда вы видите человека вживую, вы его считываете, и вас нельзя обмануть. А я вот, пошарив по Youtube и посмотрев очень много, поняла, что там  шаманство, шаманство и еще раз шаманство. И бешеное количество трепа. А проблемы нельзя забалтывать или закрикивать. 

Дико не хватает вменяемой экспертизы: а говорят либо эксперты от государства, у которых каждое слово золотое и отфильтрованное самоцензурой, либо оппозиция. А простой, квалифицированной, внепартийной экспертизы не хватает чудовищно», — заключила Зубаревич. 

Главная тема обсуждения на площадках ОГФ —  «Постковид: наше право на жизнь. От болезни и депрессии к выздоровлению». Запись панельной дискуссии можно посмотреть здесь.

Записи с остальных площадок постепенно появятся на Youtube-канале ОГФ.

Общероссийский гражданский форум (ОГФ) – крупнейшая ежегодная встреча представителей гражданского общества России. В ходе форума эксперты обсуждают наиболее актуальные проблемы и выдвигают предложения, направленные на их решение.
Идея форума представителей гражданского общества стала ответом на противоречивую политику государственной власти по отношению к некоммерческому сектору. С инициативой созыва форума в июле 2013 года выступили 10 известных российских общественных деятелей: Людмила Алексеева, Евгений Гонтмахер, Анатолий Ермолин, Алексей Кудрин, Елена Панфилова, Ирина Прохорова, Алексей Симонов, Елена Тополева-Солдунова, Игорь Честин и Ирина Ясина.
Первый Общероссийский гражданский форум «Повестка дня для России» прошел в Москве в ноябре 2013 года. По результатам работы ОГФ-2014 начали создаваться первые постоянно действующие экспертные группы, которые ведут работу на регулярной основе: проводят аналитические исследования, вырабатывают предложения, проводят экспертные и публичные обсуждения, семинары и вебинары, готовят доклады. Итоги работы за год экспертные группы представляют на ежегодном форуме. Каждая экспертная группа вносит свой вклад в итоговый документ форума – по сути, программу развития, которую ежегодно предлагает стране гражданское общество.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике