Новости
Новости
19.04.2024
18.04.2024
17.04.2024
18+
Новости

Pro bono: как найти партнеров

Как правильно организовать работу с крупными компаниями, можно ли заинтересовать бизнес в своих проектах и с кем можно работать, говорили в медиаклубе «АСИ-Благосфера».

Фото: Cherrydeck / Unsplash

В некоммерческом секторе сегодня не хватает профессиональных ресурсов: менеджеров, специалистов в сфере маркетинга, IT, диджитал и т.д.

По данным платформы социальных изменений Todogood, 90% руководителей НКО — не профессиональные менедежеры, а люди движимые личными мотивами и энтузиазмом. Только 4% профессионалов из бизнеса готовы перейти на работу в социальный сектор. Нехватку профессиональных кадров частично восполняют волонтеры pro bono. Они помогают НКО решать как стратегические задачи, так и точечные проблемы.

Pro bono – бесплатные (или за символические деньги) профессиональные услуги некоммерческим, благотворительным, общественным и другим организациям или частным лицам. Первые pro bono-услуги оказывали американские юристы еще в XIX веке: они безвозмездно помогали тем, кому нужна юридическая помощь и кто не может за нее заплатить. Сегодня pro bono помогают специалисты разного профиля по всему миру.

С кем работать?

Сейчас в России работает несколько агентств, которые помогают найти для НКО интеллектуальных волонтеров. Как правило, все они заняты на постоянной работе в коммерческих компаниях, но в свободное время готовы помогать безвозмездно.

Теплица социальных технологий реализует программу «Пасека», которая объединяет веб-студии, агентства, IT-компании и независимых профессионалов, готовых работать с НКО. Некоммерческая организация может оставить заявку на сайте и указать сотрудничество в формате pro bono: тогда организаторы подберут команду, которая готова выполнить проект безвозмездно.

Платформа ProCharity помогает найти волонтеров-профессионалов для решения точечных задач, в базе волонтеров — 1300 человек. НКО размещает задание на платформе, волонтеры откликаются, и начинается совместная работа.

Платформа PILnet располагает сетью из более чем тысячи юристов и адвокатов по всему миру, которые pro bono оказывают юридическую помощь НКО.

Платформа Todogood объединяет команды профессионалов из коммерческих компаний с командами некоммерческих организаций.

Todogood: подробнее

Todogood создает условия для решения задач по развитию НКО. Профессионалы помогают проводить аудит стратегии НКО, оценивать эффективность, анализировать аудиторию, решать маркетинговые и коммуникационные задачи.

Работа ведется в трех форматах: стратегическое планирование, консалтинговый проект и «штаб» при руководителе НКО.

В формате стратегического планирования определяют цели и стратегии развития НКО, проводят тимбилдинг, формулируют задачи и расставляют приоритеты. Команда из двух-трех человек в течение шести недель занимается таким проектом. Формат стратегического планирования используется, например, если нужно провести аудит стратегии развития НКО.

В формате консалтингового проекта решаются автономные задачи организации, требующие аналитической работы и разработки плана действий с обучением сотрудников НКО. Такой задачей занимается 3-5 волонтеров, команда работает от двух до трех месяцев. В таком формате разрабатывают, например, стратегию корпоративного фандрайзинга.

«Штаб» при руководителе НКО создается для решения задач, которые критичны для развития организации и требуют средней или долгосрочной поддержки. Команда из 5-10 волонтеров объединяется для поэтапной реализации комплексной задачи на срок 5-6 месяцев. Такой формат работы нужен, чтобы, например, запустить новую программу, которая будет создана волонтерами «под ключ».

Интеллектуальные волонтеры Todogood — это более 450 молодых специалистов, свыше 700 профессионалов с опытом работы 5-7 лет и около 50 топ-менеджеров российских и международных компаний.

В Todogood выстроена строгая классификация. Участники (они же волонтеры) занимаются выполнением собственного модуля задач, тимлид управляет командой волонтеров, менторы контролируют качество проектов, а эксперты поддерживают команды.

Всего у Todogood более 100 НКО-партнеров, а одновременно на платформе реализуется 15-20 проектов.

Успешный проект pro bono

Чтобы сделать успешный pro bono проект, необходимо запомнить несколько важных правил. Мария Акулич, операционный директор платформы Todogood, советует НКО заранее поставить реалистичные сроки и задачи проекта, предоставить максимум информации о себе, активно работать с волонтерами, проходить обучение и быть нацеленными на результат.

«90 % успеха – это активное вовлечение в работу с волонтерами и сверка с техническим заданием и ресурсами, которые есть у организации. Необходимо примерять на себя те рекомендации, которые дает команда, и смотреть, в ту ли сторону идут волонтеры. Самое худшее, если вы все время соглашаетесь с волонтерами и говорите, что все здорово, а в итоге это не применять», – подчеркивает Мария Акулич.

Возможно, в процессе работы придется отказаться от своих представлений о возможных путях решения проблемы. Команда может экспертным взглядом увидеть новый вариант. Не нужно отбрасывать его сразу, лучше попросить доступно объяснить, почему волонтеры считают именно так.

Техническое здание – самый важный инструмент согласования объема работ, задач и ожиданий перед стартом проекта. Техническое задание согласовывают дважды: вводное – для поиска волонтеров, детальное – на старте работы с проектной командой.

Команда волонтеров может запросить у НКО документы с прошлой и текущей стратегией организации, список ее партнеров, бюджет за год – доходная и расходная часть, внутренние нормативные документы, список предполагаемых основных целевых групп, список предполагаемых новых партнеров, цели и задачи за прошлые и будущие годы.

«Подготовка первичного пакета документов, который вы передадите волонтеру и не будете потом тратить время на сбор необходимых бумаг, – это очень важный этап. Он всегда сокращает сроки реализации проекта», – продолжает Мария Акулич.

На первой встрече команда знакомится с организацией, обсуждает проблемы и задачи, волонтеры задают уточняющие вопросы, вырабатывается план-график, выбирают контактное лица от НКО, намечают график встреч.

Общий язык с бизнесом

Иногда организации могут самостоятельно прийти в компанию с просьбой о поддержке pro bono. В таком случае есть три «точки входа»: эксперты компании по КСО, PR-сотрудники и HR. Когда НКО выходит на контакт с бизнесом, необходимо заранее знать ответы на несколько вопросов.

  • Что конкретно организация предлагает и как упаковано ее предложение?
  • Как то, что предлагает НКО, решит задачи бизнеса в целом и HR-задачи в частности?
  • Зачем это нужно сотрудникам компании?
  • Как можно измерить эффект для бизнеса и какие могут быть KPI?

В сфере интеллектуального волонтерства получать выгоду должны три стороны: бизнес, его сотрудники и НКО.

Например, бизнес заинтересован в обучении и развитии сотрудников, реализации социальной миссии, пиаре, дополнительных контактах со СМИ, репутации бренда, профилактике выгорания сотрудников, развитии корпоративной культуры и лояльности, командообразовании.

Что могут получить сотрудники, которые становятся интеллектуальными волонтерами? Прежде всего — обучение и развитие, возможность сделать доброе дело, простор для самореализации, неформальное общение, развитие личных контактов с другими сотрудниками компании независимо от должностей.

Выгода НКО — это доступ к дополнительным ресурсам, партнерство с бизнесом, статус и репутация бренда, возможности системного развития, профессиональный рост сотрудников, дополнительный пиар.

До встречи с представителем компании надо узнать о ней как можно больше в открытых источниках. Не стоит заранее отправлять тяжелые презентации, не содержащие интересной и актуальной информации для HR. Накануне встречи полезно освежить в памяти миссию организации, ее стратегию и так далее.

После встречи можно отправить отредактированную презентацию, адаптированную под потребности компании и содержащую не более 15 слайдов. Либо подготовить индивидуальное предложение.

Презентация

Элина Полухина, директор корпоративных программ Todogood, предлагает использовать простую структуру презентации для общения с бизнес-партнерами.

  • Проблема компании, которую решает ваше предложение: ответ на вопрос, зачем это нужно компании.
  • Исследования, статистика, свидетельствующие о том, что предложенный вами подход помогает эффективно решить проблему компании.
  • Конкретное решение: суть проекта, механика реализации, длительность, целевая аудитория, формат реализации, выгоды для бизнеса от вашего проекта.
  • Кейсы НКО или аналогичные примеры других организаций.
  • Информация об НКО: 2-3 слайда про деятельность фонда и результаты в цифрах и фактах.
  • Один слайд – представление команды организации и ее компетенции.

Смотреть видеозапись

Медиацентр «АСИ – Благосфера» – совместный проект Центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике