О проблемах дистанционного обучения Агентству социальной информации рассказала педагог-психолог Александра Дорофеева, выпускница проекта «Учитель для России», куратор педагогов-психологов нового набора проекта.

Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Ранее РБК ознакомился с исследованием Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Министерства здравоохранения РФ. По результатам этого исследования, у 80% школьников наблюдались негативные психические реакции из-за дистанционного обучения и режима самоизоляции. Среди них — депрессивные, астенические, обсессивно-фобические состояния.

«Мы заметили, что дети испытывают негативное влияние дистанционки, но я бы не назвала это каким-то депрессивным состоянием. Мне казалось, что это был дистресс: вот они вышли на дистанционку, у них был запал, интересный и прикольный опыт — учиться из дома. Но так как мы все ждали, когда это закончится и мы сможем выйти в школу, вернуться к привычному темпу и привычным условиям работы, а это все не наступало и не происходило, режим ожидания очень подкосил. Для меня это показалось так: дети, находясь в этом стрессе, который их сначала заставил мобилизоваться, потом начали впадать в стадию истощения», — рассказывает АСИ Александра Дорофеева.

По ее словам, нервозность рождало и нахождение в самоизоляции родителей: часто не хватало электронных устройств, чтобы дети учились, а взрослые работали. «Учитель для России» делал опрос среди своих первых-одиннадцатых классов во время дистанционки. Тогда многие родители отвечали: «Не бывает семей, у которых несколько ноутбуков».

«Я думаю, что это состояние истощения накрыло всех: и родителей, и коллег моих, и детей. Дети очень рвались в школу, им не хватало живого общения друг с другом. Мне кажется, что начиная с подросткового возраста для детей невозможность общаться со своими школьными друзьями, одноклассниками и так далее — очень важная потеря», — говорит Дорофеева.

Согласно опросу Минздрава, большинству подростков самоизоляция не понравилась: 36,7% респондентов отметили негативное отношение, 21,2% назвали самоизоляцию невыносимой. И только 16,8% ответили, что им понравилось.

Дистанционное обучение вызвало сложности и у учителей.

«Многие предметы часто ограничивались самостоятельным изучением каких-то материалов из-за требования СанПин, согласно которым дети могли проводить за монитором не более 30 минут, а потом должны уходить на перерыв. И, возможно, сами учителя не слишком хорошо доносили до детей мысль о том, что они от них хотят, либо их не понимали дети или родители. Это тоже рождало конфликты, вспыхивали локальные, небольшие недовольства», — рассказывает Александра Дорофеева.

В опросе Минздрава 59,7% школьников пожаловались на то, что им приходилось тратить намного больше времени на домашние задания. По словам Дорофеевой, домашние задания на дистанционке стали сложнее во многом потому, что их выполнение легло и на плечи родителей.

«Родителям пришлось вникать в это, больше тратить сил, так как большая часть знаний давалась раньше учителем в классе, а на дистанционке перешла в самостоятельное обучение. Но родители — это родители, а не учителя. С другой стороны, в этом был плюс — родители наконец смогли увидеть эту кухню образования изнутри. В наших образовательных школах тенденция такая: родители чаще заняты работой и им не хватает времени на собственных детей. А здесь получилось так, что нас всех закрыли в квартирах, и хочешь — не хочешь пришлось контактировать со своими детьми, помогать им с домашними заданиями», — отмечает она.

Сейчас в школе вместо дистанционного обучения ввели традиционное с кабинетной системой: ученики сидят в одном кабинете, в который приходят учителя. Это, по словам Дорофеевой, лучше, чем дистанционка — это заметно и по общим ощущениям, и по обратной связи от учителей, и по атмосфере в школе.

Как решался стресс от дистанционки

На время дистанционного обучения психологи «Учителя для России» совместно с классными руководителями устраивали лектории для родителей в Zoom. Первый лекторий посвятили тому, как пережить самоизоляцию и сохранить здоровье себе и своему ребенку.

«Мы оказывали поддержку через просвещение: я брала азы возрастной психологии, нейропсихологии, освещала теоретические вопросы популярным языком. И давала практические советы, например, вот вам надо соблюдать режим, вот как вам его сделать, советовала досуговые штуки: если это родители подростков, мы им предлагали играть в настольные игры, подключать в жизнь семьи, в участие в бытовых делах», — рассказывает Александра.

По ее словам, от спокойствия родителей во многом зависит и состояние детей. Для детей же «Учитель для России» организовывал онлайновые классные часы с похожими темами, но адаптированными согласно возрасту.

«Например, семейные ценности для шестого класса: там мы обсуждали на примере мультфильма «Коралина в стране кошмаров», какие разные бывают ценности в семьях, какие обязанности у детей, как можно помочь своим родителям. Это работало, потому что на каждой такой последующей встрече количество и детей, и родителей возрастало. Родители приходили, конспектировали что-то, а дети включались в обсуждение», — делится педагог-психолог.

После дистанционки

По просьбе АСИ Александра Дорофеева дала несколько общих рекомендаций, которые помогут справляться со стрессом, связанным с учебой (не только дистанционной).

  • Совершенно точно общая рекомендация: держать в голове то, что учеба — это не главное, что есть вещи, которые правда важнее: здоровье, жизнь близких, любовь, мир в семье. И понятно, что мир взрослых любит сгущать краски, запугивать, придумывать нерадужные сценарии жизни тех людей, которые плохо учатся, но это все не так.
  • Нужно понизить планку требований к себе: не требовать от себя слишком много. Понимать, что если ты, например, хорош в биологии, но плох в математике: это нормально, так бывает. И, конечно, важно, чтобы учеников поддерживали взрослые — учителя, которым они доверяют, школьные психологи, родители.
  • Еще важный совет — баланс труда и отдыха, то есть нужно соблюдать режим: ты поучился, поработал, отдохни: почитай книгу, посмотри фильм, потому что если ты постоянно находишься в погоне за знаниями, у тебя мозг в какой-то момент, грубо говоря, переполнится, и все, ты уже не сможешь учиться, потому что у всего есть предел, у человеческой памяти и выносливости — тоже.
  • Не нужно загонять себя в нечеловеческие условия погони за знаниями и за оценками, нужно давать себе отдыхать, нужно себя любить.
  • И, конечно же, нужно любимое хобби или общение с друзьями, потому что это то, что нас питает, дает нам силы, вдохновение и помогает держаться на плаву. И этот совет не только с детьми работает, но и со взрослыми тоже.
Читайте новости АСИ в удобном формате на Яндекс.Дзен. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем