Социальная сеть «ВКонтакте» и НИУ ВШЭ поделились результатами исследования поколения Z, в котором участвовали больше 10 тыс. человек в возрасте от 14 до 24 лет.

Фото: Bewakoof.com Official / Unsplash

Этичное потребление

Большинство респондентов (66%) отметили, что их так или иначе волнует проблема экологии. Почти половина опрошенных (43,5%) при выборе товаров ориентируются не только на цену и качество, но и на влияние на экологию. 

Проблема экологии чуть чаще волнует женщин: очень важной ее считают 36,3% женщин против 32,5% мужчин. Мужчины более сосредоточены на конкретных действиях — они чаще учитывают влияние товаров на природу: 45% против 42%. 

40,3% респондентов участвуют в субботниках или уборке территории, 40,4% в течение последнего года экономили воду, 38,4% используют энергосберегающую бытовую технику, 36% экономят электроэнергию. Чуть меньше 30% сдают макулатуру или экологически вредные отходы, сортируют мусор или берегут бумагу. 

Осознанность и ответственность

Тех, кто следит за своим здоровьем, охрана окружающей среды волнует сильнее, чем тех, кто не следит. Очень важной эту проблему назвали 37,6% заботящихся о своем состоянии и 26,5% не заботящихся. Нейтральной она оказалась для 21% из тех, кто следит за здоровьем, и для 27,4% из тех, кто за здоровьем не следит.

Женщины чуть реже мужчин соблюдают принципы правильного питания (24,5% против 31,6%), зато немного чаще посещают докторов на регулярной основе (27% против 21,5%). 

Инфографика предоставлена пресс-службой социальной сети «ВКонтакте»

Влияние близкого окружения

Проблема экологии сильнее волнует тех, кто боится не оправдать надежд окружающих: 36,4% из них считают охрану природы очень важной, 35,3% — важной, 21,8% — нейтральной, 4,9% — неважной, 1,7% — совсем неважной.

Среди тех, у кого нет страха подвести близких, меньше ответов «очень важно» и«важно» (30,4% и 33,5%), а «нейтрально», «неважно» и «совсем неважно» больше (24,8; 8,6% и 2,7% соответственно). При этом большинство тех, кто стремится оправдать ожидания, ответственно относятся к своему здоровью — за ним следят 61,3% опрошенных.

Люди, для которых проблема экологии очень важна, планируют вступать в брак после 40 лет — так ответили 45% респондентов.

Желание соответствовать социальным нормам

Исследователи предположили, что выражая обеспокоенность экологиейпоколение Z пробует создать благоприятный образ в глазах других. При этом 71,4% опрошенных уверены, что не нужно следовать трендам.
Чтобы проверить гипотезу, исследователи выяснили, как связаны озабоченность проблемой экологии с наличием татуировок. Оказалось, что те, кто набивал себе татуировки, меньше задумываются о сохранности окружающей среды. Авторы исследования считают, что это подтверждает гипотезу, ведь значительная часть россиян негативно относится к людям с татуировками (27% по данным ВЦИОМ).
Кроме того, между ориентацией на ожидания окружающих и наличием татуировок нашли статистически значимую обратную связьпредставители поколения Z, которые более склонны нарушать табу на татуировки, чаще позволяют себе игнорировать социально желательный уровень обеспокоенности проблемой экологии.

Методология

Исследование проводилось среди мужчин и женщин в возрасте от 14 до 24 лет, живущих в городах с населением более 100 тысяч человек. Всего в исследовании принял участие 10751 человек. Каждый из респондентов отвечал на вопросы из нескольких тематических блоков. 

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

Читайте новости АСИ в удобном формате на Яндекс.Дзен. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Отпечатки копыт, оленьи тропы, сброшенные рога: эксперты провели мониторинг дикого северного оленя

Исследования провели на территории Двинско-Пинежского заказника специалисты Всемирного фонда дикой природы совместно с региональным центром природопользования и охраны окружающей среды. Главная задача — найти летние…