Проект «Волонтер. Наставник. Друг» действует в социально-реабилитационном центре «Алые паруса». В период ограничений из-за пандемии он претерпел изменения: одной из форм общения с наставниками стали письма, которые им пишут дети, задавая вопросы и рассказывая о том, что их сейчас волнует.

Фото: «Алые паруса»

Проект задуман как решение проблемы отсутствия социального сопровождения после того, как ребенок уйдет из центра. Его авторы – специалист службы сопровождения центра Юлия Кияткина и заведующая отделением социальной реабилитации Юлия Хайрутдинова.

По мнению авторов идеи, на базе учреждения необходимо создать волонтерский центр, который будет работать с ребенком с момента его поступления в стационар с какой-то проблемой. Как рассказала АСИ Хайрутдинова, проблемы бывают двух категорий. Первая – это трудные жизненные ситуации, когда, например, в благополучной семье случилось какое-то горе, допустим, пожар. Основная же категория – это семьи в социально опасном положении, которые нуждаются в постоянной помощи и поддержке. Дети из таких семей могут попадать в центр через полицию, либо по ходатайству органов соцзащиты, специалисты которых просят помочь, если родители не выполняют свои обязанности, злоупотребляют алкоголем. Таким образом, центр оказывается промежуточным звеном – либо между родителем, которого лишают родительских прав, и детским домом, и он в это время находится в центре, либо специалисты центра работают над тем, чтобы вернуть ребенка в семью.

«Наш проект родился именно на этом этапе: как мы можем обеспечить работу с семьей, чтобы воздействовать на родителей через ребенка? Для этого нам нужен специалист, который будет с самого начала работать с ребенком, когда он придет к нам, сопровождать его с первого этапа адаптации в реабилитационном центре до момента его выпуска и будет дальше продолжать работать с ребенком и его семьей. Наша основная цель – вернуть семью в общество, воздействуя на родителей через ребенка, через его позитивный пример, через его горящий глаз. У нас, например, уже есть четыре ребенка, которые сами стали волонтерами в этом движении. И родители видят, что происходит с их детьми — ребенок приходит в одном состоянии, а уходит в другом. Проект остро поднял вопрос о том, что не может быть плохих детей. Более того, некоторые родители под влиянием детей перестраивают себя. Надеюсь, наш проект поможет запустить именно таких наставников, и мы сумеем снять негативные моменты, связанные с плохими привычками у родителей, с эффектом потребительства, который очень четко прослеживается в семьях в социально опасном положении, и решить проблему того, что родители и дети не умеют общаться», — рассказала АСИ Юлия Хайрутдинова.

Сейчас с детьми центра работают более 20 волонтеров. Это представители трех групп: студенты, «серебряные» волонтеры и работающие люди среднего возраста, прежде всего из проекта «Сможешь!». Волонтерами стали люди, которые уже много лет работают с центром, например, волонтеры-медики и волонтеры-педагоги. Есть также и волонтеры из Геронтологического центра.

«Вы не представляете, какую колоссальную помощь «серебряные» волонтеры оказывают нашим детям! У ребенка, который лишен нормальных бабушки или дедушки, нормального отношения в семье, вдруг появляется такой пожилой человек! Среди них – и наши специалисты, которые ушли на пенсию. Они вошли в наш совет ветеранов и продолжают работать с детьми. В целом к людям, которые хотят стать волонтерами-наставниками, предъявляются серьезные требования. Это социально активные люди, прозрачные в своей деятельности – у них не должно быть связей с криминальным миром. У них должна быть ответственность, которую они готовы взять за себя, за свои слова и поступки. Если он обещал ребенку прийти, он должен выполнить свое обещание. Если не может, то это должны быть какие-то серьезные объективные причины, потому что дети быстро привыкают. Со временем каждый волонтер превращается в наставника, к которому ребенок может обратиться с любым вопросом, и наставник помогает житейским советом, своим опытом. И важно, чтобы этот опыт был позитивным и эффективным».

Сейчас, в период пандемии, живое общение наставников и детей ограничено. Но в центре нашли выход: дети пишут письма наставникам со своими вопросами. Если у волонтеров не хватает компетенции, они обращаются к специалистам центра, и они помогают волонтерам ответить грамотно, чтобы не навредить ребенку.

По словам Юлии, дети очень хотят общаться с внешним миром, потому что им не хватает живого общения.

Первые письма от воспитанников реабилитационного центра волонтеры уже получили. В них дети делятся важными для себя вопросами, проблемами, просят совета. Кто-то задает вопросы личного характера, например, куда пойти учиться, какую выбрать для себя профессию. Но есть и более общие вопросы, например, дети спрашивают, когда закончится коронавирус и начнутся мероприятия. Кроме того, они интересуются и тем, как стать волонтером и что для этого нужно.

Ко Дню защиты детей в центре организовали еще одну онлайн-акцию — «Поздравь ребенка», когда желающие могли на видео записать детям добрые слова.

Сейчас в реабилитационном центре «Алые паруса» создается молодежное добровольческое движение. На его базе появятся школа волонтерства-наставничества по сопровождению кризисных семей и региональный методический центр добровольчества для реабилитационных центров и приютов Ульяновской области. Кроме того, планируется создание сети добровольческих организаций в реабилитационных центрах региона.

По вопросам участия в проекте можно обратиться к Юлии Хайрутдиновой по телефону: 8 (902) 003 51 26.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен

Больше новостей некоммерческого сектора в телеграм-канале АСИ. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Психологи помогают тамбовским подросткам справиться с депрессией в самоизоляции

Акцию «Ты не один» организовали тамбовские волонтеры – студенты системы среднего профессионального образования. Она рассчитана на подростков, которые столкнулись с психологическими проблемами в самоизоляции.