Фото: Jackson David / Unsplash.com

Российские и зарубежные эксперты поговорили о праве людей с инвалидностью на любовь, трудностях воспитания и неловких разговорах.

26 мая в онлайн-формате прошла дискуссия «Любовь во время пандемии. Личная жизнь людей с инвалидностью», на которой затронули вопросы сексуальности и полового воспитания людей с физическими и ментальными особенностями в России и в Чехии. Встречу организовало Представительство Евросоюза в РФ совместно с музеем современного искусства «Гараж» и в партнерстве с Благотворительным фондом помощи людям с нарушениями развития «Жизненный путь».

«Любовь во время пандемии» – часть цикла мероприятий о праве на самостоятельность «Инклюзия как инструмент личного опыта».

Половое воспитание по-чешски

Пандемия COVID-19 и режим самоизоляции показали обществу, как живут люди с инвалидностью изо дня в день, считает Петр Айзнер, независимый эксперт по работе с темой сексуальности людей с инвалидностью из Чехии.

«Мы сидели дома, как и инвалиды, не могли видеться со своими близкими, друзьями, не могли сходить в парикмахерскую или в магазин. Вся наша жизнь была ограниченной, плоской», – отмечает Петр.

По его мнению, личный опыт изоляции поможет обществу по-другому посмотреть на людей с особенностями, вспомнить об их правах на то, чтобы жить так, как они хотят, с тем, с кем они хотят, о правах ухаживать за собой, любить и быть родителями. Однако, правда в том, что люди с инвалидностью, особенно ментальной, часто становятся родителями незапланированно. Потому им особенно необходимо сексуальное просвещение.

В Чешской Республике министерство труда и соцвопросов в 2006 году определило стандарты качества социальных услуг, вопросы сексуального просвещения там затронуты очень кратко, рассказывает Айзнер. Но главное – государство не запрещает заниматься половым воспитанием людей с инвалидностью. В Польше, например, половое воспитание криминализировали – это, по мнению Айзнера, шаг назад. Айзнер считает, что людям с инвалидностью необходимо передавать информацию о сексуальности, чтобы они могли жить полноценно. В Чехии этим занимаются особые специалисты – так называемые сексуальные консультанты, работающие при НКО, которые помогают людям с инвалидностью.

«Важно, чтобы этой темой занимался специалист, который воспринимает своего подопечного, как половое существо, испытывающее сексуальные потребности, а не как маленьких детей, не как каких-то животных», – подчеркивает Петр.

«В России нет ничего»

Темы полового воспитания в России необходимо перестать бояться, уверена Светлана Андреева, преподаватель Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

«Нам нужно не бояться говорить об этом, потому что эта тема касается жизни каждого человека без исключения. А пока люди с инвалидностью, особенно ментальной, будто исключены из круга людей, которым это можно, нужно и важно», – отмечает она.

В России, по ее словам, остается особенное отношение к теме сексуальности: в течение двадцати лет перед различной аудиторией Андреева задает один и тот же вопрос: «кто занимался с вами половым воспитанием?». Ответ всегда один и тот же – «никто». К тому же, напоминает Светлана, половое воспитание не входит в систему российского образования вовсе.

Андреева отмечает, что люди без ментальных нарушений и так найдут ответы на вопросы о сексуальности, но людям с инвалидностью необходимо, чтобы рядом был человек – родитель, воспитатель, педагог – который мог бы им все объяснить. Однако системно в нашей стране этим пока не занимаются.

«На основании моего опыта, я могу сказать, что в России нет ничего. Если ребенок, подросток или взрослый с инвалидностью живет дома, то, как правило, его воспринимают, как вечное дитё, и причем дитё бесполое. И его родители ужасно боятся всего, что касается пола», – говорит Андреева.

Ситуация усугубляется, если человек живет в государственном учреждении: доме-интернате или ПНИ. По мнению Андреевой, триста женщин или триста мужчин даже без инвалидности не смогут вести нормальную и достойную жизнь под одной крышей.

Однако, все не так мрачно: в РФ есть несколько переводных книг о половом воспитании людей с инвалидностью, несколько толковых интернет-сайтов и несколько специалистов. И осознание, что этой темой нужно заниматься, также постепенно приходит.

Возраст для разговоров  

Разговоры о вопросах сексуальности хороши вовремя, но что такое «вовремя» – никто не знает, замечает Светлана Андреева.

«По отношению к людям с ментальной инвалидностью нам всегда нужно помнить, что у них паспортный возраст – один, физический возраст может быть второй, а психический – третий», – добавляет Андреева.

По ее мнению, разговоры должны быть своевременными и вестись теми словами, которые соответствуют возрасту.

Со Светланой соглашается и Петр Айзнер. Когда ребенок или взрослый спрашивает о сексуальности, важно дать ему понять, что эта тема законна и о ней можно говорить.

«Мы не хотим, чтобы люди с инвалидностью воспринимали эту тему как табу, боялись о ней спросить – ведь иногда они действительно боятся, думая, что за таким вопросом последует наказание. Им нужно объяснить, что то, что с ними происходит, нормально», – отмечает Айзнер.

По его словам, независимо от возраста и степени инвалидности, если у человека есть потребность получить какую-то информацию, он должен ее получить. Для каждого человека время для таких осуждений наступает в разные промежутки жизни.

«И, если маленький, трехлетний ребенок спрашивает меня о какой-то вещи [из интимной сферы], я должен ответить ему сейчас, а не говорить «а, у тебя еще много времени, потом поймешь». Если рядом со мной подросток или человек постарше, я не могу сказать «о, тебе уже двадцать лет, пришло время научить тебя мастурбировать». Это невозможно, я не могу заставлять человека, я не знаю, готов ли он к этому, хочет ли он этого. Я могу лишь предложить, и, если ему сейчас это важно, у меня есть картинки, фильмы, учебные пособия», – говорит Айзнер.

Нельзя сказать, что для определенных тем есть определенный возраст – это индивидуально для каждого человека. Однако, специалисты сходятся во мнении, что о вопросах сексуальности и полового воспитания нужно говорить и с родителями особенных детей.  А чтобы это случилось, необходимо объединить усилия и выучить специалистов, которые будут сопровождать семьи с детьми с инвалидностью с самого их рождения.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем