Как рассказал АСИ директор «Гражданской инициативы против экопреступности» Дмитрий Шевченко, само письмо являлось внутренним и было направлено руководителям образовательных учреждений. В документе за подписью министра Елены Воробьевой говорится, что «в настоящее время продолжаются попытки иностранных некоммерческих неправительственных организаций и международных организаций при поддержке аффилированных с ними российских некоммерческих организаций по созданию условий для дискредитации внутренней и внешней политики». Поэтому ведомство требует прекратить «возможно имеющиеся официальные и неофициальные контакты» с представителями подобных некоммерческих организаций. В письме, помимо «Гражданской инициативы», указаны «Экологическая вахта по Северному Кавказу» и движение «Добровольные пожарные Кубани».
В ответ на запрос Шевченко министр Елена Воробьева подтвердила, что в связи с включением Минюстом России «Гражданской инициативы» в число структур, выполняющих функции иностранного агента, «в образовательные организации Краснодарского края направлены рекомендации об ограничении взаимодействия». Сами активисты считают такую установку дискриминационной и не основанной на требованиях закона.
«Прошлой осенью в регионе произошло некое обострение интереса со стороны органов к местному сообществу, нашу организацию тогда прислали «агентом». Я думаю, что просто была установка отработать к новому году некий план. А тема с «иностранными агентами» просто использовалась как повод», — считает Шевченко.
При этом «Гражданская инициатива против экопреступности» напрямую не работает со школами, хотя и был совместный проект с «Добровольными пожарными Кубани», которые очень активно взаимодействовали с учебными заведениями.
Шевченко уточнил, что в настоящий момент в Мосгорсуд подана апелляционная жалоба организации на признание ее Минюстом выполняющей функции иностранного агента. Но рассмотрение жалобы отложено из-за режима самоизоляции.
Согласно официальной информации Минюста, общественные активисты из пригорода Краснодара попали в список выполняющих функции иностранных агентов НКО за получение финансирования от международного Гринписа. Волонтер движения «Добровольные пожарные Кубани» Максим Ребеченко в разговоре с АСИ предположил, что «поле общественной активности» в Краснодарском крае, вероятно, настолько выжжено, что представители силовых структур «цепляются к любому поводу, где мелькает название Гринпис. Хотя, напомню, что исполнительный директор Гринпис России Сергей Цыпленков входит в Совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, а также активно сотрудничает на федеральном уровне со многими ведомствами. Но поскольку, наверное, некоторые силовики в регионах не считают себя частью нашего государства, мы видим такие письма».
Ребеченко добавил, что движение добровольных пожарных активно сотрудничает с Гринпис России именно по предотвращению природных пожаров и информационным мероприятиям.
«Наши волонтеры активно проводили и проводят занятия в школах и других общеобразовательных учреждениях. Вначале действительно возникли небольшие трудности с новыми договоренностями, но потом все продолжилось в обычном режиме. Мы же имеем уникальную ситуацию, когда «Добровольных пожарных Кубани» признают лучшим отрядом лесных пожарных на форуме добровольцев в Сочи, вручают там же награды нашим волонтерам, а это, на минуточку, всероссийский форум, где принимает участие и президент, — продолжает волонтер. – Зато в родном регионе, вероятно, с указания силовых структур, устраивают такую «охоту на ведьм»».
Собеседник АСИ сообщил, что его организация не планирует обжаловать требования Минобразования, поскольку судебные разбирательства являются долгой бюрократической процедурой, отвлекающей внимание и ресурсы.
«У нас есть чем заняться — горят леса и другие природные территории. И мы там намного нужнее, чем отвлекать министерство судами. Тем более мы знаем, что они всего лишь исполнители», — подытожил Максим Ребеченко.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен