Какую информацию признают фейк-ньюз, какие данные можно публиковать в открытом доступе и в каком случае разрешено брать чужие фотографии? Об этом в медиацентре «АСИ — Благосфера» рассказала медиаюрист, директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова.

Фото: Mateus Campos Felipe / Unsplash.com

Фейк-ньюз

Фейк-ньюз регулирует часть 9 статьи 13.15 КоАП РФ. По закону, фейк – это распространение недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности, угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

То есть, попасть под закон о фейк-ньюз могут многие организации, отмечает Галина Арапова и уточняет: есть несколько факторов, которые делают материал фейком, о чем важно надо знать НКО:

  • Если в основе текста лежит недостоверная информация и она подается, как достоверная;
  • Если она влечет за собой негативные последствия, угрозу здоровью людей;
  • Если она влечет за собой дестабилизацию систем жизнеобеспечения общества.

За такой текст физические лица штрафуются на 30-100 тыс. рублей, должностные лица на 60-200 тыс., организации на 200-500 тыс.

Поправки в период пандемии

Согласно новым поправкам, которые вступили в силу 1 апреля 2020 года, распространение фейк-ньюз также запрещается в интернете и мессенджерах.

«Верховный суд отметил, что если информация касается обстоятельств, представляющих угрозу жизни и безопасности, в том числе в ситуации эпидемии, то ответственность будет даже в том случае, если вред этим причинен не был», – говорит Галина Арапова.

За распространение фейк-ньюз юридическое лицо могут принудить выплачивать штраф в сумме от 1,5 до 3 млн рублей. Есть и уголовная ответственность за фейк-ньюз, которая касается именно физических лиц.

Как отмечает Галина Арапова, из юридической практики можно выделить несколько основных случаев, когда материал относят к фейк-ньюз:

  • Тексты, которые могут вызвать панику;
  • Информация, которая расходится с официальными сводками в худшую сторону;
  • Материалы, которые говорят о неэффективности принимаемых мер;
  • Новости о том, что не хватает ИСЗ, антисептиков, лекарств и так далее;
  • Публикации о методах лечения и лекарствах, которые явно не помогают.

Что можно рассказывать о человеке?

Кроме ситуаций с фейк-ньюз, с которыми могут столкнуться некоммерческие организации, часто случаются трудности и при публикации личных данных человека. Есть несколько проблем, которые чаще всего возникают при работе с героем:

  • Человеку не нравится информация, порочащая его честь или достоинство;
  • Человек против распространения информации о частной жизни;
  • Человек не согласен на распространение персональных данных;
  • Человек против публикации фотографий без согласия.

«Персональные данные – любая информация, которая рассказывает о нас и позволяет нас узнать. Персональные данные могут разглашаться только по согласию человека», — добавляет эксперт.

Сюда относятся имя, дата рождения, адрес, семейное, социальное и имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая информация.

Есть три ситуации, когда распространять персональные данные можно без согласия человека:

  • В государственных, общественных или иных публичных интересах;
  • В случаях, когда информация о частной жизни стала общедоступной ранее; если она была раскрыта самим гражданином и по его воле.

Галина Арапова подготовила несколько рекомендаций для НКО, которые работают с людьми и публикуют их личные данные:

  • Все организации, которые работают с людьми и пишут о людях, должны зарегистрироваться в РКН как операторы персональных данных;
  • Привести в порядок всю документацию, которая требуется по закону о персональных данных;
  • Не публиковать (излишние) персональные данные граждан без согласия;
  • При получении требования удалить персональные данные, это следует сделать в течение трех дней и составить об этом акт.

Право на изображение человека

Некоммерческие организации часто совершают ошибки, когда решают опубликовать фотографию человека. Есть всего три случая, когда публиковать изображение можно без согласия автора и самого героя:

  • В государственных, общественных или иных публичных интересах;
  • Изображение получено при съемке, которая проводилась в местах, открытых для публичного посещения, или на публичных мероприятиях. За исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования. То есть фотография не привлекает внимание к конкретному человеку;
  • Гражданин позировал за плату.

В случае, если организация публикует фото ребенка, обязательно нужно разрешение родителей.

Контент в социальных сетях

НКО необходимо помнить, что не вся информация в социальных сетях доступна для свободного копирования и размещения на своих сайтах. Использовать можно факты, если человек сам их обнародовал, фотографии (с соблюдением правил цитирования и авторского права), а также скриншот видео (в качестве цитаты).

Нельзя без разрешения публиковать фотографии без согласия изображенного лица (даже если он сам опубликовал это фото в социальных сетях), материалы, признанные экстремистскими, и чужие фото и видео без согласия, если есть запрет на их использование.

Медиацентр «АСИ – Благосфера» – совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий.

Видеозапись мастер-класса

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен

Больше новостей некоммерческого сектора в телеграм-канале АСИ. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

НКО в социальных сетях: где, когда и о чем писать

Как определить, какая социальная сеть больше всего подходит для продвижения организации? Как и о чем писать в соцсетях? В медиацентре «АСИ-Благосфера» провела мастер-класс Людмила Зонхоева,…