Юлия Хохлова. Фото: Михаил Уткин

В будущем организаторы планируют распространить этот опыт на весь край.

Проект организовало Пермское краевое отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» в партнерстве с группой «Бёрдинг в Перми». Ответственный секретарь ВООП Юлия Хохлова рассказала АСИ, зачем нужен проект и каких результатов от него ждут.

Зачем в Перми «Птичья школа»?

У современных пермяков, особенно детей, слишком мало возможностей познакомиться с природой родного края, узнать, как помочь животным и растениям в городских условиях, когда велика антропогенная нагрузка на окружающую среду, как правильно себя вести на природе, чтобы не разрушить естественную среду обитания. Большинство детей изучают живые организмы по учебникам, не ходят на экскурсии в городские природные территории, в основном из-за организационных сложностей с этим в школах и отсутствия времени. При этом мало школьных учителей, даже биологии и географии, хорошо знакомы с местной флорой и фауной.

Но детям и подросткам интересна городская природа. Птицы привлекают внимание многих: они многообразны, менее скрытны и многочисленны по сравнению, например, с млекопитающими. Об интересе людей к птицам говорит большое движение бёрдвочеров (birdwatcher — наблюдатель за птицами) по всему миру. В этом деле наставники просто необходимы: новичку не так просто отличить один вид от другого даже внешне, а птицы еще и звучат. Эксперты в Перми есть: кто-то имеет профессиональное образование, другие начинали как любители, но достигли высокого уровня в определении птиц благодаря интересу, упорству и многолетней практике.

Проект объединяет детей, школьных педагогов, которые хотели бы повысить уровень своих компетенций в области орнитологии, и орнитологов-специалистов. Об интересе пермяков к наблюдениям за птицами свидетельствуют соревнования по спортивной орнитологии (бёрдингу), которые впервые в истории Перми состоялись в сентябре 2019 года. В тех соревнованиях приняли участие более 120 человек.

На соревнованиях по бёрдингу, осень, 2019. Фото: Елена Трандина

Какие организации и объединения участвуют в проекте?

«Птичья школа» продолжает и развивает первые городские соревнования по бёрдингу. Их идея принадлежит Екатерине Харитоновой, сотруднице Станции детского туризма и школы № 132. Екатерина обратилась к нам, в региональное Общество охраны природы, и сразу же нашла поддержку. Я биолог по образованию, специализировалась на орнитологии, и идея популяризации наблюдений за птицами показалась мне очень своевременной и перспективной для Пермского края. Тогда нас поддержали предприятия Перми и специалисты-орнитологи Владимир Казаков и Вадим Лапушкин. Они же участвуют и в проекте «Птичья школа», но наша команда расширилась.

После первых соревнований по бёрдингу в Перми возобновило деятельность Пермское орнитологическое общество, объединившее профессиональных орнитологов. Они теперь тоже в нашей команде. Кроме того, нас поддерживает Удмуртское орнитологическое общество: мы побывали у них на соревнованиях и подружились, и Движение в защиту малых рек, потому что долины рек — места обитания многих видов птиц в городе.

Обучение перед соревнованиями по бёрдингу. Фото: Михаил Уткин, «Вконтакте»

Каких результатов ждете от проекта?

Мы ожидаем, что дети и взрослые больше узнают о видах и распространении птиц на природных территориях Перми, вырастет мотивация к участию в мероприятиях орнитологической направленности, в том числе к изучению птиц и заботе о них. Больше пермяков начнут наблюдать за птицами, фотографировать их, вести учет, проводить подкормку, развешивать искусственные гнездовья. Наш проект должен повысить уровень компетенций педагогов в организации уроков по орнитологии и наладить регулярное взаимодействие начинающих любителей птиц с профессиональным сообществом орнитологов.

Международные дни наблюдения птиц в Перми, 2019. Фото: Екатерина Харитонова, «Вконтакте»

Какие события пройдут в «Птичьей школе»?

До 20 марта у нас идет конкурс мотивационных эссе для детей и подростков «Почему мне нравятся птицы». Этим мы хотим привлечь внимание детей к птицам и дать повод к размышлениям об отношениях с пернатыми. Во время весенних каникул с 23 по 29 марта запланированы аудиторные обучающие занятия по теме орнитологии для детей и взрослых, мастер-классы по определению гнезд птиц в Музее птичьих гнезд на базе детского центра «Рифей», а также орнитологические экскурсии со специалистами. Эти экскурсии продлятся до сентября. 5 апреля в Черняевском лесу запланирован праздник для всех горожан, посвященный Дню птиц. Мы снова проведем соревнования по бёрдингу, но уже в два этапа.

На весеннем этапе у участников будет возможность попрактиковаться в определении птиц по голосам, потому что именно в это время благодаря брачным песням птицы «звучат» особенно заметно и ярко. Осенью будет больше определения птиц по внешним признакам, что станет практикой для начинающих наблюдателей за птицами. Кроме того, мы планируем привлечь широкую аудиторию к ежегодным международным и общероссийским учетам птиц. В частности, вместе с экспертами проведем учет соловьев «Соловьиные вечера»: большинство маршрутов пройдет как раз по долинам малых рек Перми. Осенью будет организован учет мигрирующих птиц во время Международных дней наблюдений за птицами.

Проект «Птичья школа» реализуется с использованием средств Фонда президентских грантов.

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

В Мурманске завершились онлайн-встречи участников подросткового клуба «Живи»

31 мая организаторы и участники подвели итоги многомесячной деятельности. Встречи клуба проходили в рамках образовательного проекта для приемных семей «Родитель ПРО» региональной общественной организации «Заполярье…