Новости
Новости
19.04.2024
18.04.2024
17.04.2024
18+
Новости

Почему в России до сих пор нет службы защиты прав пациентов

Кто тормозит создание службы защиты прав граждан в организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарах, рассказала АСИ Елена Заблоцкис, юрист Центра лечебной педагогики (ЦЛП) «Особое детство».

Алексей Сухоруков / РИА Новости

Создание такой госслужбы предусмотрено законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 1992 года. Говорится, что она должна быть независима от органов здравоохранения и соцзащиты. И больше существенно ничего не конкретизируется. В 2018 году Минздрав разрабатывал с участием общественности законопроект на эту тему. Но дальше обсуждения документ не продвинулся.

«Главная проблема в том, что государство не может определиться, при каком органе эта служба должна быть создана и как будет работать, — рассказывает Елена Заблоцкис. — Рассматривали вариант сделать ее при ОП РФ, но новый созыв Общественной палаты отнесся критически. Затем предлагали уполномоченному по правам человека. Один отказался, другой вроде согласился. Но нужно же еще набрать штат тех, кто будет в этой службе работать. Поскольку денег на службу много не дадут, мы предлагали привлечь НКО, которые занимаются защитой прав. Но власть говорит: как мы можем доверить подобное каким-то там НКО и гражданам? Нам нужен штат сотрудников, которые будут сидеть, как обычные чиновники».

Заблоцкис подчеркнула, что такая служба не может быть очередным контрольным органом, который просто отвечает на письма, потому что присылать их никто не будет. Подопечные закрытого учреждения не могут обратиться, например, в Прокуратуру или Росздравнадзор. Именно поэтому они и докладывают на совещаниях, что жалоб к ним не поступает.

«Нужно лично разбираться, какие у конкретных людей проблемы, что мешает их решить. Например, человек хочет посмотреть свою медкарту и понять, чем он болен, но ему не дают. Чтобы пойти и договориться с администрацией, у него нет сил, и чаще всего он боится, что пойдет что-то узнавать, а его после этого будут третировать», — поясняет юрист ЦЛП.

Со слов Заблоцкис, сейчас есть поручение Совета по вопросами попечительства в социальной сфере для Минтруда и Минздрава посмотреть, какие могу быть возможности по созданию службы. Но пока ничего не происходит.

«Мы как эксперты от общественности считаем, что представитель службы должен находиться непосредственно в организации: проводить прием граждан, лично приходить к тем, кто не дойдет самостоятельно. Помогать прежде всего устанавливать контакт с самим учреждением. Если есть проблема, представитель службы должен пойти к администрации и рассказать о ней, придумать совместно, как ее можно решить. А если внутри организации не получается разобраться, выносить вопрос в контролирующие органы», — заключила юрист ЦЛП.

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике