Новости
Новости
19.04.2024
18.04.2024
17.04.2024
18+
Новости

Страх сильнее закона: почему врачи отказывают в помощи людям с ВИЧ и что может изменить ситуацию

В Пермском крае терапевт убежала от пациента с ВИЧ. Почему так происходит, рассказывает президент Лиги защиты врачей.

Фото: Daan Stevens / Unsplash

В поселке Ныроб Пермского края терапевт отказалась принимать пациента с ВИЧ и убежала в регистратуру, передает «59.ru» со ссылкой на члена Общественной наблюдательной комиссии  (ОНК) по правам осужденных в регионе Анну Каргапольцеву. Мужчина, недавно освободившийся из колонии и получавший там терапию, пришел, чтобы узнать, как получить препараты на свободе: его запасы лекарств заканчиваются через две недели.

Поехать в пермский СПИД-центр за 400 км, чтобы получить лекарство там, пациенту сложно: он пока находится под административным надзором, и для такой поездки должен каждый раз подписывать маршрутный лист у начальника районной полиции — она находится в 43 км от Ныроба.

Почему врачи готовы нарушать закон

«Такое случается по разным причинам — иногда врачи просто боятся и не могут скрыть свой страх. Терапевты часто просто не подготовлены: не знают, как вести себя с пациентами с ВИЧ, не проходили специальное обучение, не имеют информации о том, как происходит передача инфекции. Пациент, придя к врачу, задает ему вопросы, а у врача нет специальной подготовки», — объясняет АСИ президент Лиги защиты врачей Семен Гальперин.

Фактически подобная ситуация — это неправомерный отказ в медицинской помощи: по закону врач не имеет права отказать пациенту в помощи, но одно дело — написать закон, и другое – создать условия для его выполнения, отмечает Гальперин.

Наказание врача в таком случае вряд ли поможет, полагает эксперт. Решать проблему нужно системно, уделяя внимание обучению медицинских работников. Нужна массовая информированность, чтобы не было страхов у врачей и населения.

Что с этим можно сделать

«Нужно проводить обучение врачей: объяснять, насколько реальны риски, которых они боятся. Также нужно проверять обеспеченность медицинских учреждений всеми необходимыми материалами и условиями. Теоретически риски для работников клиник действительно есть, но это вопрос соблюдения санитарных норм. Всегда можно пригласить в больницу специалистов или организации, которые знают эту систему, было бы желание», — говорит Гальперин.

По словам руководителя программ фонда «Шаги», одной из старейших ВИЧ-сервисных организаций страны, Кирилла Барского, в их организацию неоднократно обращались руководители государственных медицинских учреждений с просьбой провести семинары по вопросам дискриминации людей с ВИЧ. Формулировка именно такая — «дискриминация», потому что, полагает Барский, мало кто из руководителей признает факт, что его специалисты не очень подготовлены в том или ином вопросе.

«Мы рады, что люди обращаются к нам, и всегда поддерживаем их принцип «мы говорим только о стигме и дискриминации». Все равно в беседе всегда приходим к тому, что в основе дискриминации лежит простое незнание путей передачи и течения заболевания», — рассказывает Барский Агентству социальной информации.

В «Шагах», отмечает Барский, есть разные специалисты: члены медицинского совета, специалисты по социальной работе, те, кто работает с организациями здравоохранения. Высокая квалификация специалистов позволяет общаться с сотрудниками системы здравоохранения на равных.

«Мы взаимодействуем с государственными учреждениями, ведь абсолютное большинство людей с ВИЧ обращается в первую очередь туда, и это логично. Частные клиники хуже идут на контакт. Да, там реже происходят подобные ситуации, но не потому, что там лучше знают тему ВИЧ-инфекции. Просто там более жесткий контроль за поведением специалистов», — считает руководитель программ фонда.

Хуже Африки: в России не хватает лекарств

Есть проблема и с нехваткой лекарственных препаратов для людей с ВИЧ. В России, по словам Гальперина, недостаточный уровень снабжения больных антиретровирусной терапией. Существуют нормативы обеспеченности, то есть количественный показатель, сколько пациентов должны получать терапию, чтобы распространенность инфекции не росла, оставалась на прежнем уровне.

«У нас сейчас обеспеченность ниже норматива. Россия отстала от Южной Африки, хотя мы знаем эту страну как наиболее проблемную из-за того, что там долгое время не оказывали внимание теме ВИЧ-инфекции. У нас тоже длительное время замалчивалась эта проблема», — отмечает Гальперин.

В любом случае, полагает президент Лиги защиты врачей, люди с ВИЧ должны получать максимально возможную медицинскую помощь, заболевание не должно снижать их социальный уровень, и им нужно создавать условия, на которые они имеют право в цивилизованном обществе.

Ситуация с пациентом из Ныроба разрешилась так: терапию в СПИД-центре в Перми для него будут получать по доверенности и отправлять в поселок автобусом.

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике