4 февраля «Агора» и «Роскомсвобода» представили обзор вмешательства в свободу интернета и интернет-пользователей. Международная правозащитная группа «Агора» мониторит ситуацию свободы в интернете с 2008 года. Данные этого мониторинга, взятые из открытых источников, и легли в основу доклада.
Согласно докладу, за 2019 год выявили более 400 тыс. ограничений свободы в интернете, среди которых в основном ограничение доступа к интернет-сайтам и сервисам: беспричинно заблокировали 4 млн ресурсов.
«Мы исходим из убеждения, что беспрепятственный доступ к свободному от цензуры интернету — фундаментальное право человека, а на государстве лежит обязанность гарантировать каждому возможность свободно распространять и получать любую информацию и идеи через сеть. Мы признаем, что свобода выражения не является абсолютной и, согласно Конституции России и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, может быть ограничена при условии, что такое ограничение соответствует «тройному тесту» — предусмотрено доступным и понятно сформулированным законом, преследует правомерную цель и необходимо в демократическом обществе», — говорят авторы доклада.
Авторы вновь составили карту ограничений: в «красной зоне», где заметили серьезное давление или применение насилия в связи с онлайн-активностью, оказались 43 субъекта РФ. В 2018 году в этом списке был 41 субъект.
Менее несвободным интернет стал в Архангельской, Волгоградской, Калининградской, Курганской, Ленинградской, Мурманской, Новосибирской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Тамбовской областях, в Башкортостане, Ингушетии, Карелии, Мордовии, Северной Осетии и Удмуртии. Менее трех случаев ограничения свободы в интернете произошло в Рязанской и Сахалинской областях, в Республике Тыва, Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе и на Камчатском крае — там авторы доклада отметили «относительную свободу».
В области регулирования и ограничения интернета авторы обращают внимание на законы об «изоляции Рунета», «фейковых новостях», «неуважении к власти» и закон «об иноагентах», которыми могут признаваться не только НКО, СМИ, но и люди.
«Власти после ряда колебаний несколько лет назад определились с основным вектором политики в отношении российского сегмента интернета — контроль, цензура и изоляция. Конечная цель — создание суверенного интернета наподобие китайско-северокорейского. В ушедшем году для достижения этой цели были приняты ключевые нормативные акты», — замечают авторы.
Подробнее с докладом можно ознакомиться здесь.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.