Протестная акция Buy Nothing Day в США. Фото: Flickr

Всемирный день отказа от покупок (Buy Nothing Day) отмечается ежегодно в конце ноября одновременно с «Черной пятницей» и началом рождественских распродаж.

Автором идеи стал канадский художник-рекламист Тед Дейв. Он хотел организовать коллективный протест против рекламной и маркетинговой индустрии, создающей иллюзию необходимости все большего и большего потребления. Изначально день назывался No Shop Day и проходил под девизом «Достаточно — значит достаточно!» (Enough is enough!).

Через некоторое время идею Дейва поддержала и стала продвигать канадская некоммерческая организация Adbusters Media Foundation, которая занимается вопросами антипотребительства, улучшения окружающей среды и объединяет художников, писателей, предпринимателей, преподавателей, студентов, выступающих против навязываемого рекламой сверхпотребления.

Впервые Buy Nothing Day отметили именно в Канаде в сентябре 1992 года, через пять лет его стали проводить по всей Северной Америке в «Черную пятницу», а в Европе – в субботу после дня распродаж. Всемирный день отказа от покупок отмечается театрализованными шествиями и представлениями, а также трансляцией и публикацией антирекламных роликов и объявлений в более 60 странах. Условием участия в акции является отказ от покупок в течение 24 часов.

Акция в супермаркетах США в 2000-х годах. Фото: Brave New Films/commons.wikimedia.org

По мнению канадского медиаактивиста эстонского происхождения Калле Ласна, основателя Adbusters, причину финансовых кризисов нужно искать не в ликвидности или нерегулируемых рынках, а в культуре избыточного и бездумного потребления: 20% населения планеты живут в странах с высоким уровнем жизни, эти люди используют более 80% всех природных ресурсов.

Проблему перепотребления чаще всего связывают с шопоголизмом, или ониоманией (от греческих слов onios – «для продажи» и mania – «безумие»). Это вид зависимого поведения, направленный на удовлетворение потребности покупать, причем приобретение любого товара совершается не по причине необходимости, а ради получения удовольствия от самого процесса совершения покупки. Сегодня ониомания внесена в международную классификацию психических расстройств, диагностируется и терапевтируется наравне с наркотическими, химическими и игровыми формами зависимого поведения.

По данным Гринпис, в мире ежегодно производится 100 млрд единиц одежды. Объем отходов модной индустрии, в том числе нераспроданной одежды, достигает 92 млн тонн. Большая часть этого «мусора» отправляется на свалку, несмотря на то что текстиль поддается почти стопроцентной переработке, отмечают специалисты российского фонда «Второе дыхание». Модная индустрия занимает второе место по уровню загрязнения окружающей среды, уступая только нефтегазовой промышленности.

Компания EcoDao создала Календарь ответственного потребления на 2020 год. На 12 листах в формате инфографики представлены принципы этического консьюмеризма: содержится информация об экологическом следе человека, потреблении без отходов, переходе на многоразовые вещи, маркировке продукции, организации раздельного сбора отходов в домашних условиях и т.д. Календарь уже можно приобрети, средства от его продаж будут направлены на мероприятия по популяризации и доступности информации об ответственном потреблении.

Фото: сайт компании EcoDao

Андрей Федотовский, организатор Фестиваля осознанного потребления, который пройдет в Санкт-Петербурге в апреле будущего года, объясняет на своей странице в социальной сети «ВКонтакте», какие правила необходимо соблюдать «этичному потребителю».

Разумное потребление – это понимание того, что вы покупаете (качество вещи), у кого (политика компании) и как вы будете утилизировать эту вещь в дальнейшем. Помимо этого, один-два раза в год необходимо проводить ревизию гардероба для понимания базы и того, что нужно дополнительно, а от чего надо избавиться. Также важна ориентация на продолжительность срока службы вещи.

«Я за то, чтобы долго носить высококлассную одежду. Лучше иметь гардероб, рассчитанный на многоразовое использование, чем тратиться на низкокачественные вещи каждый сезон», — пишет Федотовский.

При изучении состава вещи необходимо отдавать предпочтение льну, хлопку, шерсти, шелку, шифону. Желательно осознавать влияние производства тех или иных вещей на экологию в целом: быстрая мода приводит к перепроизводству и сложностям утилизации, добавляет Федотовский.

В России в сфере продвижения идей осознанного потребления действуют такие проекты, как «Съедобные ложки»My cup, please, UtiStyle и другие.

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

15 ноября – Всемирный день рециклинга

Всемирный день рециклинга (вторичной переработки отходов) отмечается ежегодно во многих странах мира для привлечения внимания органов власти, бизнес-структур, общественных организаций и граждан к проблемам ограниченности…