Фото: Sincerely Media / Unsplash

Как и зачем люди с инвалидностью преподают в университетах в Германии, рассказали на I Германо-российском инклюзивном социальном форуме, проходившем с 21 по 23 ноября.

Форум открылся докладом немецкого профессора Кирстен Дил и ее помощников «Преодолеть барьеры – люди с так называемой ментальной инвалидностью проводят учебные занятия в университете».

Кирстен Дил – профессор и доктор Европейского университета в городе Фленсбург, она работает в Институте особой педагогики факультета по инклюзии и поддержке педагогического развития.

Профессор Дил рассказала о четырех принципах успешной инклюзии: по ее мнению, это критический подход к феноменам, окружающим нас, уважение к достоинству, образование и изменения не на словах, а на действиях.

Дил отметила, что когда была подписана Конвенция ООН о правах инвалидов, в Германии поняли, что для ее соблюдения нужно очень многое менять. Одним из таких изменений стало создание Института особой педагогики и Института инклюзивного образования.

Педагогический руководитель группы специалистов по образованию Университета им. Кристиана-Альбрехта Юлия Альбрехт пояснила, что в этом институте они предлагают ряд программ для людей с инвалидностью и с участием людей с инвалидностью. Сейчас по всей Германии работают пять преподавателей, их семинары и лекции прослушали уже 3 400 человек: студенты, политики, педагоги и социальные работники.

«Достоинство есть у всех, его не надо заслуживать. Его надо охранять и защищать. Не может быть, чтобы у разных людей оно было бы разным. Мы признаем наличие противоречий и стараемся быть с ними гибкими. Доступ людей с инвалидностью к образованию – одно из таких противоречий. Инвалид не получает аттестат, не может пойти в вуз, не может работать, но гибкий подход помогает поставить это под вопрос», – рассказала доктор Дил. Поэтому в германских университетах работают люди с инвалидностью. Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов, они имеют право на образование и получают его вместе с профессиональной квалификацией, позволяющей им проводить семинары со студентами, а не только работать в «мастерских».

У каждой проблемы есть хотя бы одно решение, уверена профессор Дил. По ее словам, отношение в обществе меняется очень долго, но общение и контакт с людьми с инвалидностью помогает ускорить этот процесс.  Это подтверждает опыт: с 2015 года, когда начались инклюзивные занятия, в педагогических университетах Киля и Фленсбурга отношение студентов менялось: 56% заявили, что стали лучше относиться к инклюзии.

«Люди, у которых нет инвалидности, ничего не знают о жизни людей, у которых она есть», – отметил Хорст Александр Финке, специалист по образованию с ментальной инвалидностью, преподающий в Университете им. Кристиана-Альбрехта в Киле.

Финке провел на форуме одну из лекций, которую читает студентам в Германии. Лекция состояла из истории его жизни: о трудностях в школе, отношениях с людьми и с семьей, о работе, – а также из рекомендаций для будущих преподавателей, которые должны помочь создать мир инклюзии. Девиз подобных занятий — «Нельзя говорить о нас без нас».

Форум проходил на площадках Московского педагогического государственного университета с 21 по 23 ноября под лозунгом «Здесь человек я, здесь могу им быть!». За три дня форума его участники обсудили темы по трем направлениям: «Старение в достоинстве», «Инклюзия лиц с инвалидностью во все сферы жизни и деятельности общества», «Социальные проблемы в детском и подростковом возрасте». К участию были приглашены российские и немецкие специалисты и люди с ОВЗ и ментальной инвалидностью, а также их родственники и близкие. I Германо-российский инклюзивный социальный форум был направлен на постепенное приближение к инклюзивной общественной среде.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Общественная организация из Германии отправила в Башкортостан оборудование для создания трудовых мастерских для людей с инвалидностью

Общественная организация «Мост в Уфу» Земли Баден-Вюртемберг подарила Салаватскому колледжу ткацкие станки и электрические инвалидные коляски. Оборудование предназначено для организации трудовых мастерских для студентов с…