Новости
Новости
18.03.2024
15.03.2024
14.03.2024
18+
Новости

Как российские НКО используют IT в своей работе

Как некоммерческие организации поддерживают связь с внешним миром, кто больше всех любит чаты и как НКО общаются с целевой аудиторией.

Наталья Каминарская, Ирина Мерсиянова, Наталья Баранова (слева направо). Фото: Варвара Разумовская / центр "Благосфера"

В центре «Благосфера» прошла пятая встреча из цикла «Что известно о состоянии российского гражданского общества на основе данных опросов и статистики?». Ведущей выступила Наталья Каминарская, директор «Благосферы». Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики», представила данные всероссийского исследования о том, какие информационные технологии используют НКО в своей работе. В опросах участвовали 852 руководителя российских некоммерческих организаций из 33 субъектов России.

Как НКО общаются с миром

Среди главных факторов, которые определяют жизнеспособность НКО, руководители назвали важность задач, которые решает организация (72%), энтузиазм сотрудников и добровольцев (52%), лидерские качества руководителя (44%), квалификацию персонала (39%).

Среди основных элементов информационной открытости большинство руководителей указали сайт организации в интернете (52% в 2018 году против 22% в 2009-м). Страница в социальных сетях есть у половины опрошенных организаций (50%). Количество публичных мероприятий, в которых участвует НКО, стабильно снижается: в 2010 году этот процент составлял 44, в 2018-м – уже 30%.

Это может быть связано с тем, что меняется структура некоммерческого сектора в целом, полагает Мерсиянова. «Все больше НКО создаются не ради работы со своей целевой аудиторией, а именно для оказания услуг, потому снижается количество организаций, которые участвуют в публичных мероприятиях», — говорит Мерсиянова.

Наталья Баранова. Фото: Варвара Разумовская / центр «Благосфера»

Наталья Баранова, главный редактор Теплицы социальных технологий, рассказала о бесплатном конструкторе сайта «Кандинский», где каждая некоммерческая организация может сама создать себе сайт. Он необходим, если НКО хочет работать с партнерами, подавать заявки на гранты, публично отчитываться о своей деятельности, работать с подписчиками, настраивать рассылки и многое другое, уверена Баранова.

«Сайт – это работающий инструмент, который будет публично и красиво рассказывать о деятельности НКО. Все уже поняли: если вас нет в онлайне, никто про вас особенно не знает. По данным исследования фонда КАФ, за последние 15 лет онлайн-пожертвования выросли в пять раз. Соответственно, нужно собирать деньги онлайн», — говорит Баранова.

Кто любит чаты

Самые популярные виды информационных технологий, которые используют в своей работе НКО, — это чаты и группы в соцсетях (43%), системы планирования и постановки задач (26%) и облачные сервисы хранения информации (16%). Причем чаты используют по большей части фонды, социально ориентированные и благотворительные НКО.

При этом «информационные аутсайдеры», которые используют только один или два элемента информационной открытости, составляют треть от всех опрошенных НКО (31%). От трех до пяти элементов используют 34% организаций. Четверть НКО (25%) применяют в работе более пяти разных элементов информационной открытости.

Чаще других используют IT в своей работе объединения юридических лиц (ассоциации); НКО, имеющие документально оформленный стратегический план; организации, где работает более 10 постоянных сотрудников; НКО, имеющие четыре и более источников финансирования (такие НКО составляют 24% от общего числа).

Наталья Каминарская, Ирина Мерсиянова, Наталья Баранова (слева направо). Фото: Варвара Разумовская / центр «Благосфера»

Однако, уточняет Мерсиянова, 40% российских НКО имеют в штате меньше 10 сотрудников (из них 28% — меньше пяти человек в штате). В данном случае, подчеркивает исследователь, учитывались именно организации гражданского общества, а не все организации, имеющие статус некоммерческой.

Меньше всего заинтересованы в применении информационных технологий, по данным исследования, религиозные организации, а также НКО, не имеющие стратегического плана, источников финансирования и не занимающиеся фандрайзингом.

Для связи с целевой аудиторией НКО используют социальные сети (56%), сайт организации (44%), e-mail-рассылки (26%) и мобильные приложения (16%). По мнению исследователей, это нормально: «разные НКО, разные задачи и, соответственно, коммуникационные пути тоже разные».

Скидки, о которых НКО не знают

На вопрос «Пользовались ли вы в последние два года преимуществами при приобретении, разработке, внедрении информационных технологий в деятельность организации?» 41% руководителей НКО ответили «нет», 12% не получали скидку, но слышали, что это возможно, и только 10% получали какие-либо скидки.

Наталья Баранова рассказала, что у Теплицы социальных технологий есть программа teplo-digital, в которой собран список онлайн-ресурсов для НКО со скидкой: облачные хранилища, Microsoft, Adobe, сервисы для видеосвязи и 20 других инструментов, которые можно приобрести по низкой цене, вместо того чтобы использовать пиратское программное обеспечение и подвергать риску всех благополучателей.

«У сервиса по аренде жилья Airbnb есть благотворительная программа для фондов и НКО. На сайте можно бесплатно разместить какое-то мероприятие (например, экскурсию — на сайте они называются «впечатления»), сайт будет его пиарить, а собранные деньги пойдут в фонд», — отметила Баранова.

Фото: Варвара Разумовская / центр «Благосфера»

Руководитель — пример для сотрудников

На вопрос «Что сможет сделать ваша НКО, если будет применять больше информационных технологий?» большинство ответили «оказывать услуги более эффективно» (35%) и «увеличить сбор средств» (28%). Только 17% отметили, что это поможет наладить менеджмент в организации.

Ирина Мерсиянова полагает, что использование IT в некоммерческом секторе – очень многофакторная история, и невозможно точно ответить, почему НКО не развиваются в этой области. Многое, полагает она, зависит от руководителя.

«Отражение личности руководителя организации – важный фактор в НКО, где многое держится на энтузиазме», — подчеркнула исследователь.

Полный текст презентации «Как российские НКО применяют информационные технологии в своей работе?»

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике