Новости
Новости
19.04.2024
18.04.2024
17.04.2024
18+
Новости

В Самарской области бабушка пытается увидеться с внуками, которых забрали органы опеки

Четверо детей два года жили у бабушки после смерти их отца и исчезновения матери. Осенью 2018 года пятилетний Ваня по недосмотру бабушки обжегся какао. Мальчика госпитализировали. Остальных детей, Вову, Степу и Артема, представители органов опеки поместили в соцучреждение.

Здание Кировского районного суда Самары, в котором рассматривали дело об опеке. Фото: Георгий Портнов

Бабушке запретили общаться с внуками. Выяснилось, что у женщины есть судимость за сбыт наркотиков 20-летней давности.

Сейчас Елена Дертина оспаривает запрет на общение с детьми в суде. Вернуть внуков в семью женщине помогает общественная организация «Домик детства». По словам директора организации Антона Рубина, органы опеки нарушили права детей.

«Действия органов опеки идут вразрез с интересами внуков женщины. Здесь допущено много нарушений. Во-первых, согласно постановлению правительства РФ №481, место, в которое должны быть помещены дети, оставшиеся без попечения родителей, в целях сохранения среды общения и контактов с родственниками, должно быть ближайшим к месту изъятия, то есть месту жительства. А соцучреждение в Самаре, в которое поместили детей, очень далеко от их дома в Кинеле. Теперь же их перевели в другое место, еще дальше от бабушки. Во-вторых, по Семейному кодексу, бабушки и дедушки признаются близкими родственниками и имеют право на общение с внуками независимо от того, что произошло с родителями, были ли они лишены прав или умерли. Но и в этом праве женщине отказывают!» – рассказал Агентству социальной информации Антон Рубин.

Ранее представители «Домика детства» заявляли в органы опеки о готовности помогать семье Елены Дертиной и просили не разлучать бабушку с внуками, но получили отказ.

«Опека почему-то никак не была в этом заинтересована. Они просто отказались общаться со мной на эту тему, сказав: «Вы человек с улицы, мы сами все решим». Конечно, такого быть не должно. Я считаю, что опека должна работать в связке с общественными организациями и, если есть возможность сохранить семью, то предпринимать для этого все усилия. Ну и конечно, нужно в принципе индивидуально подходить к таким историям и переходить от громких слов об интересах детей к реальному учету этих интересов. По моему мнению, в интересах детей остаться жить дома со своей родной бабушкой, а не в приюте с неродными воспитателями», – говорит Антон Рубин.

По словам директора «Домика детства», законодательство, пожизненно запрещающее опеку людям с судимостью, должно быть изменено.

«Женщина действительно отсидела в колонии около пяти лет за сбыт наркотиков. Но мало ли что было с человеком 20 лет назад? Хотя исправительные колонии призваны исправлять человека, по закону об опеке получается, что это не так, и это странно. Если женщина отбыла наказание и ее судимость погашена, непонятно, почему мы запрещаем таким людям брать детей, особенно родных, под опеку. Конечно, это законодательное ограничение нужно убирать или корректировать его с поправкой на сроки давности совершенного человеком преступления и сроки погашения его судимости. Это нужно прописать для всех остальных случаев, в том числе для опеки», – убежден Антон Рубин.

«Семейный кодекс РФ предусматривает, что опекунами детей не могут быть назначены лица, имеющие или имевшие судимость за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности личности, здоровья населения и общественной нравственности. К последней категории относятся преступления, связанные с распространением наркотиков. Таким образом, в рассматриваемой ситуации «лишение опекунства» Елены Дертиной с формальной точки зрения представляется соответствующим закону. Хотя, безусловно, подобное решение оставляет очень много вопросов, в том числе о его справедливости, возможных последствиях для детей, которые уже единожды лишились родителей, а также о том, каким образом органы опеки два года назад назначили бабушку опекуном. Но, скорее всего, суд вынесет решение не в пользу бабушки», – прогнозирует адвокат, партнер адвокатского бюро «Яблоков и партнеры» Марина Жирова.

По словам правозащитника, принудительное прекращение опеки, как в ситуации с Еленой Дертиной, нередко встречается на практике.

«Ее основанием является, как правило, ненадлежащее исполнение возложенных на опекунов обязанностей, нарушение прав и законных интересов подопечных, в том числе осуществление опеки в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи. Однако ситуации, схожие со случаем Елены Дертиной, когда спустя длительное время выясняется, что опекун изначально не соответствовал требованиям, установленным законом, являются скорее исключением, чем правилом», – заключает юрист.

До последнего времени иск Елены Дертиной к органам опеки рассматривался по месту нахождения детей в центре «Ровесник» – Кировском районном суде Самары. С их переводом в филиал чапаевского социально-реабилитационного центра материалы передали в суд города Чапаевска. Дата заседания пока не назначена.

Агентство социальной информации продолжит следить за развитием событий.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике