Новости
Новости
28.03.2024
27.03.2024
26.03.2024
18+
Новости

Как рассказывать истории об НКО

Из чего состоит хорошая история, как ее подавать и какими приемами удержать внимание аудитории, рассказала эксперт медиаклуба «АСИ — Благосфера» Оксана Силантьева на встрече 22 октября.

Оксана Силантьева. Фото: Ольга Воробьева / АСИ

Сначала смысл

У некоммерческих организаций, как правило, есть прямой доступ к интересным сюжетам и героям. Это дает им возможность активно использовать формат сторителлинга, то есть рассказывать истории, считает Оксана Силантьева, мультимедийный продюсер и медиатренер, основатель лаборатории мультимедийного опыта «Силамедиа».

Смысл при этом стоит на первом месте. Если у вас нет темы, истории, персонажа, никакой формат вас не спасет, говорит Силантьева.

«Все форматы, все жанры, весь этот сторителлинг — это форма, это один из способов рассказывать о том, что вас волнует… В основе всего этого лежит внимание и понимание, для кого вы это делаете и зачем», — отметила эксперт.

Фото: Ольга Воробьева / АСИ

Из чего состоит история

Главные элементы истории:

  • Герой
  • Препятствие: может быть внутренним и внешним
  • Изменения, которые происходят с героем

Другой способ рассказывать историю включает четыре элемента: человек, сюжет, место, цель. Что-то с кем-то происходит, и зачем-то мы об этом рассказываем, добавила Оксана Силантьева.

Каждый из этих элементов можно сделать главным. Если вы ставите во главу угла сюжет, то может получиться блокбастер. Если на первый план выходит место, то получаются истории о путешествиях, виртуальные туры. Подумайте, есть ли места, которые вы хотите показать. Например, учреждения, которые станут лучше благодаря работе вашей НКО.

Фокус на цели, скорее всего, предполагает проморолик, созданный, чтобы получить действие от человека. Если главный элемент — человек, то мы рассказываем историю преодоления.

Порядок повествования

Составьте схему с основными узлами сюжета вашей истории. После этого решите, в каком порядке ее рассказать.

Первый способ — хронологически. Расскажите, в какой ситуации оказался герой, как он из нее вышел и что с ним происходит сейчас.

Другой способ — ретроспектива. Покажите, как герой живет сейчас, а затем — как он к этому пришел, какие трудности преодолел.

Если в вашей схеме важный сюжетный узел находится в середине, можете начать с него. По словам Оксаны Силантьевой, «узлы» можно расставлять в любом порядке. Обычно режиссеры создают сюжетную схему и меняют местами главные смысловые точки.

Важно, чтобы у истории был конец, говорит эксперт, потому что чаще всего люди ждут именно концовки: поженились ли герои? Выписали ли лекарство? Им неважно, что будет потом. Но вы можете возвращаться к своим героям и писать/снимать о них новые истории.

Фото: Ольга Воробьева / АСИ

Как показывать

Сторителлинг — это не правильные слова, а поиск героя. Поэтому нужно показать мир таким, каким его видит этот герой, отмечает Оксана Силантьева. Чтобы зацепить зрителя и вызвать эмоцию и интерес, нужно самому уйти в тень и дать слово вашим подопечным.

Как можно чаще рассказывайте истории новым людям. Некоторые моменты очевидны для вас и ваших коллег, людей со схожими ценностями, но непонятны для других. Важно помнить, что вы рассказываете историю не себе, а другим. У этих людей может быть другое эмоциональное восприятие, они могут ничего не знать о вашей теме.

Яркий пример недопонимания, по словам Силантьевой, — история с «Ночлежкой», когда некоммерческая организация со своими ценностями пришла к людям, которые эти ценности не разделяют.

Журналистика пытается решить проблему недопонимания с помощью объективной подачи: нужно убрать все эмоциональное и субъективное. По мнению эксперта, мы не можем быть объективными. Но можно научиться понимать людей, которым вы это рассказываете. Изучайте, на что человек реагирует, на что можно «давить», на что нельзя. Учитесь формулировать мысль, выбирать форматы, каналы и получать обратную связь.

Чтобы заинтересовать человека, у вас есть три секунды, добавила Силантьева, поэтому важно, с чем вы выходите к аудитории. С первыми кадрами истории необходимо работать дольше — именно после них человек решит, продолжит он смотреть или читать ваш материал.

Фото: Ольга Воробьева / АСИ

Как выделяться

Вокруг много рассказчиков, вы конкурируете за внимание аудитории не с другими НКО, а с Google и Netflix.

Чтобы удержать внимание в текстовой истории, можно использовать следующие приемы:

  • Начинайте с эмоциональной фотографии. Желательно, чтобы она говорила читателю о теме материала.
  • Продумайте заголовок так, чтобы аудитории было понятно, что будет дальше.
  • Используйте необычный ракурс в фотографии. В изображении должно быть действие, движение.
  • Вводите подзаголовки. Это важный визуальный элемент истории, который ведет человека по структуре истории.

Ведите до конца

Визуальное диктует нам ролевую модель, которую мы осознанно или неосознанно повторяем. Действия, которые показывают в видео, могут восприниматься как образцы поведения, уточнила Силантьева.

Но для того, чтобы эта модель сработала, нужно четко сказать аудитории, что она должна сделать и как. Если вы предлагаете сортировать мусор, покажите, как это делать. Если вам нужно, чтобы человек сделал пожертвование, скажите ему об этом.

Фото: Ольга Воробьева / АСИ

Смотреть видеозапись


Медиацентр «АСИ – Благосфера» – совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий.

 Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике