Новости
Новости
16.04.2024
15.04.2024
12.04.2024
18+
Новости

Урал, «Октава», пацаны: какими должны быть общественные пространства, чтобы людям там было хорошо

Стереотипы и новые подходы обсуждали эксперты третьей Общероссийской конференции «Фабрика пространств. Среда», которая проходит в эти дни в «Благосфере».

Фото: центр "Благосфера"

На площадке «Внешняя среда: «Общественное пространство в глазах (НЕ) посетителей» эксперты обсудили сложившиеся стереотипы в восприятии общественных пространств, современный запрос общества и чем хороша тульская «Октава». Модератором выступил Артем Герасименко, руководитель образовательной программы Архитекторы.рф Института «Стрелка».

Артем Герасименко. Фото: центр «Благосфера»

Что такое общественное пространство

«В широком смысле общественное пространство – это не коммерческое, не частное пространство. Если говорить о московских Винзаводе или Artplay, у которых есть частный собственник, получается, это не общественное пространство, но пространство с общественной функцией. Любой торговый центр тоже может иметь общественную функцию – по выходным он приглашает для детей клоунов и запускает шарики, условно говоря», — рассказывает Олег Паченков, социолог-урбанист, к.с.н., координатор направления «городские исследования» в ЦНСИ, директор Центра прикладных исследований ЕУСПб (Санкт-Петербург).

В Санкт-Петербурге есть известное пространство «Новая Голландия». Про него все прекрасно знают, что это никакое не общественное пространство, а частное: оно принадлежит конкретному олигарху. На входе стоит металлоискатель и охранники в штатском, которые могут без объяснения причин отказать вам в посещении.

«С точки зрения социальных ученых, этот факт сразу делает «Новую Голландию» не общественным пространством – оно не общедоступно. Есть кто-то, кто решает, имеешь ты право туда попасть, или нет.

Олег Паченков. Фото: центр «Благосфера»

В более узком смысле общественное пространство – это пространство, способное «производить» публику. Оно не принимает пассивную публику, как театр, а формирует свою активную публику – людей, которые чего-то думают, чего-то хотят и способны сами что-то сделать. Общественное пространство способно стать катализатором процесса превращения просто жителей – в граждан. Под это определение попадает еще меньше общественных пространств».

Мышление дефицита в библиотеке Гоголя

«Часто визуальный код является «включателем» стереотипов: если на кафе будет написано «Бургер» шрифтом, которым раньше писали названия госучреждений, никто не пойдет туда есть бургеры. Поэтому внешнее оформление пространства очень важно.

Несколько лет назад в Питере появилась библиотека нового формата – имени Гоголя. Молодые архитекторы, которых пригласили создать это пространство, провели много времени в Скандинавии и насмотрелись на то, как проектируются библиотеки там.

Получилось смешно: все, что увидели в библиотеках Скандинавии, они постарались вместить в одну библиотеку в Петербурге.

Архитекторам хотелось, чтобы пространство вообще никаким образом не напоминало то, что в Советском Союзе ассоциировалось со словом «библиотека». Это – так называемое «мышление дефицита», знакомое советским людям: никогда не знаешь, когда будет следующий шанс», — рассказывает Паченков.

Пространство для четкого пацана

«Люди не хотят, чтобы им «предоставляли услуги», им не нужна навязанная повестка пребывания в пространстве. Из-за этого у гостей часто происходит тотальное непонимание с сотрудниками заведений, которые пытаются сделать все правильно и хорошо, обслужить население по полной программе.

Люди не хотят быть населением, население – это пассивный объект. Они не хотят, чтобы их обслуживали, сейчас люди хотят сами производить содержание. Им нужны возможности для самореализации – это именно та причина, по которой молодежь остается в родных городах или не остается.

Нужны общественные пространства с открытым кодом, которые не диктуют, что тебе тут делать. Как только там появляются объекты, детализующие твое времяпрепровождение, сразу часть публики отсекается. Если там стоит турник, то ботаник в очках думает: «Это пространство не для меня, пойду свое искать». И наоборот – если там появляется буккроссинг, то четкий пацан смотрит и говорит: «Тут какие-то ботаны собираются, пойду искать турник». Такими вещами мы сразу задаем некий сценарий.

Как спроектировать пространство так, чтобы там было комфортно всем, — задача, решение которой близко к гениальности», — уверен Паченков.

Глобальная Уральская Биеннале

Алиса Прудникова, директор по региональному развитию РОСИЗО-ГЦСИ, комиссар Уральской индустриальной биеннале современного искусства рассказывает, что для Екатеринбурга индустриальность является базой, корнем идентичности.

«Мы думали, как поменять риторику города, изменить систему обсуждения ценностей и продолжать делать проекты с современными художниками, и решили, что нам нужен большой проект – Биеннале. Только назвали мы ее «индустриальной».

Мы поставили своей целью сделать так, чтобы закрытые и не общественные пространства города превратились в пространства для современных художественных практик. Это история, как сформировать запрос с нуля. Для этого нужно сформулировать собственную идентичность, уникальность, и подумать, как она будет работать в глобальном контексте. Каждый раз, начиная подготовку к выставке, мы думаем: «А что эта Биеннале будет значить для города, для страны, для мира, для нас как команды?», — говорит Прудникова.

Общественное одиночество и пустая «Октава»

«Как-то во время экскурсии по «Стрелке» я услышала такую вещь: сейчас у молодежи есть запрос на общественное одиночество. Люди приходят в общественное пространство потому, что им хочется поработать не дома, а рядом с другими людьми в каком-то классном месте. Они ни с кем не общаются, это не история про бесконечную коммуникацию. Они просто находятся рядом.

Сейчас существует запрос на пустое место – в кластере важно оставить пространство, чтобы гости могли сами его достраивать.

Алиса Прудникова. Фото: центр «Благосфера»

«В творческом индустриальном кластере «Октава» в Туле четвертый этаж планируется заполнить тульскими проектами. Это помогает сделать так, чтобы пространство стало действительно пространством для жизни. А на первом этаже есть кафе, мультифункциональный зал, зин-редакция, техническая библиотека», — рассказывает эксперт.

Конференция «Фабрика пространств» центра «Благосфера» посвящена практике и стратегическому развитию общественных пространств разных типов, объединенных одной целью – вовлечение граждан в социальную активность. Это могут быть новые музейные пространства, созданные городскими сообществами центры инициатив, коворкинги, арт-кварталы и комьюнити-центры на базе бывших промзон, ресурсные центры НКО и фонды местных сообществ, театры, библиотеки, государственные районные и городские культурные центры и т.п. Наша конференция для тех, кто уже ведет деятельность подобных пространств, и для тех, кто только задумывается об их создании.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике