https://pixabay.com

Эксперты Росбанка и Impact Hub Moscow подготовили обзор бизнес-стратегий социальных предпринимателей в сфере инклюзии. Они выделили критерии успешных проектов, отметили ошибки и сформулировали стратегию, чтобы добиться финансовой устойчивости.

Росбанк совместно с Impact Hub Moscow изучили опыт успешных инклюзивных бизнесов в России (среди них проект Everland, Фонд Потанина, Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение», проект Bezgraniz Couture) и проанализировали деятельность участников всероссийской конкурсной программы для социальных предпринимателей «Начни иначе», где они учатся, как стать финансово устойчивыми.

«Надеемся, что информация, содержащаяся в обзоре, поможет предпринимателям выстроить устойчивый бизнес, который будет не только помогать людям, но и приносить стабильный доход», — отметила Елена Кожадей, директор департамента коммуникаций и рекламы Росбанка.

«Обзор может быть использован как руководство для инвесторов. Критерии успешного социального предприятия будут полезны при оценке стартапов», – добавила Екатерина Халецкая, соучредитель и директор Impact Hub Moscow.

Ошибки социальных предпринимателей

  • Не исследуют целевую аудиторию до полноценного запуска проекта.
  • Не считают несоциальные проекты конкурентами.
  • Руководствуются только жалостью, совестью и стереотипами, устанавливая цену.
  • Не учитывают всех расходов, не прорабатывают финансовый план.
  • «Садятся» на гранты до того, как проработают бизнес-модель.
  • Не комбинируют или неправильно выбирают виды организационно-правовых форм.
https://pixabay.com

Стратегии на пути к финансовой устойчивости

Работать с новыми клиентскими сегментами. Обратить внимание на тех, кому еще может быть интересен продукт. Например, предприниматели из проекта «Криптонить» шьют удобную одежду для людей с инвалидностью на липучках/заклепках. Большие партии у них заказывают цирковые артисты. Они провели исследование и выяснили, что сделанная таким образом одежда еще нужна полным людям и беременным.

Ограничить количество сотрудников-благополучателей. На предприятии должны работать не только люди с инвалидностью. Например, в проекте «Наивно» 95% доходов поступают от текстильного производства. Пошивом и нанесением принтов занимается профессиональное производство. Люди с расстройствами аутистического спектра делают рисунки. Их 15-20 человек.

Наладить сотрудничество с государством и госкомпаниями. Получать гранты Фонда президентских грантов и региональных грантодателей, арендовать помещения в муниципальной собственности на льготных условиях, выигрывать тендеры.

Добавить к основному продукту опциональные услуги. Когда у предприятия есть много конкурентов, проработанный пул дополнительных услуг поможет от них отстроиться и сохранить лояльность клиентов. Например, если вы продаете инвалидные коляски,  можно еще заниматься их ремонтом и постгарантийным обслуживанием, продавать другие средства реабилитации.

Проработать новые каналы сбыта. Например, для производителей сувениров, одежды и изделий для дома таким посредником могут стать онлайн-платформы: «Ярмарка мастеров» (бесплатно три работы, далее от 90 рублей в месяц), «Ламбада-маркет» (бесплатно три работы, далее по квартальной подписке от 500 до 3 тыс. рублей в зависимости от количества товаров), Etsy (комиссия — 3,5%), Pinterest (бесплатно).

Масштабироваться/запустить франшизу. Например, если у вас низкомаржинальный бизнес — инклюзивный детский сад, — откройте второй. Прибыли в абсолютном значении будет больше примерно в два раза, а ресурсы на поддержание второго сада увеличатся меньше чем в два раза из-за идентичности бизнес-процессов. Еще можно продавать франшизу в регионы.

Проработать PR: изменить позиционирование, профессионально «переупаковать» продукт. Найти публичного известного человека, который будет амбассадором вашей организации (Нелли Уварова — проект «Наивно? Очень», Юлия Пересильд  — фонд «Галчонок» и фонд «Даунсайд Ап»). Или, например, сменить фокус восприятия: начать себя позиционировать не как театр, где артисты имеют инвалидность, а как обычный полноценный театр.

Организовать психологическое сопровождение сотрудников с инвалидностью и их нормотипичных коллег. Если речь идет о трудоустройстве, инклюзивный проект должен обязательно иметь серьезное психологическое сопровождение.

https://pixabay.com

Признаки успешного социального предприятия

  • Самоокупаемость. В разных бизнес-моделях обусловлена доходами в различной пропорции коммерческими и некоммерческими (грантами, пожертвованиями, спонсорской поддержкой).
  • Проект производит профессиональный и качественный продукт.
  • Способности сотрудников с инвалидностью органично встроены в бизнес-процессы предприятия.
  • Польза проекта для благополучателей доказана. Проект не наносит своим благополучателям вред. (Чтобы это выяснить, проводят опросы экспертного сообщества и целевой аудитории проектов).
  • Проект существует на рынке больше двух лет.
  • Проект считает возможным сотрудничество, в том числе с конкурентами, для развития рынка и поддерживающей среды.
  • Проект не копирует идею других российских социальных предприятий и не конкурирует с ними напрямую. (При этом перенять зарубежную модель считается допустимым, а чью-то другую российскую — уроном для репутации основателей).

Подробно изучить обзор можно на сайте Росбанка.

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Место силы: Impact Hub Moscow

Как небольшая площадка в центре Москвы помогает начинающим предпринимателям воплотить в жизнь их идеи, открыть и развить бизнес со смыслом.