Слайд презентации Эммы Хорридж, спикера конференции. Фото: Евгения Федорова / АСИ

26 и 27 сентября в Москве, в Третьяковской галерее на Крымском валу прошла конференция «Музеи и старшее поколение: практики соучастия в эпоху социальных вызовов».

27 сентября на панельной дискуссии «Музеи и старшее поколение – общие тенденции и актуальные практики» обсудили, что дают друг другу пожилые люди и музеи и как правильно выстроить их взаимодействие.

Модерировала дискуссию Ольга Синицына, искусствовед, независимый эксперт по музейному и библиотечному развитию, член президиума АДИТ, национальный представитель секции CECA ИКОМ от России.

По мнению Марии Морозовой, генерального директора Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, музеи дают старшему поколению возможности для социализации и активной жизни, а старшее поколение музеям ─ опыт, время и силы для развития. Это основные тезисы ее презентации, представленной на конференции.

Мировой опыт

Об опыте мировой работы музеев со старшим поколением рассказала директор по проектам ИКОМ России Динара Халикова.

«Люди старшего возраста не объект, а субъект музейных программ. Важно слышать и слушать других людей. Задача музея — не просто предложить классные программы, куда можно прийти и хорошо провести время, но и как социальный институт влиять на позитивное восприятие старости», — сказала Халикова. 

Старшее поколение для музеев, по словам Халиковой, это волонтеры, носители ценных знаний и воспоминаний, творцы новых продуктов и участники межпоколенческого диалога. В пример она привела программы Музея современного искусства в Нью-Йорке, Музея Ван Гога в Амстердаме, Национального музея Ливерпуля и другие. Фокус всех этих программ — социальное взаимодействие и совместная деятельность. Пожилых людей приглашают на творческие вечера, они влияют на создание выставок и разработки музейных программ. 

На Западе музеи, взаимодействующие со старшим поколением, говорят о себе age friedly — дословно «дружелюбные к любым возрастам».  

Научиться пить чай

О партисипаторных практиках, которые все активнее входят в мир российских музеев, рассказал директор музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский. У слова «партисипаторный» нет русского аналога, спикеры сравнили его с «соучастием» и «русским чаепитием», но, по словам Каменского, participatory museum — это музей, который основывает свою деятельность на содержательно существенном участии посетителей. 

«Это про то, что не только мы (музейщики. — Прим. ред.) рассказываем истории, но и нам», — пояснил Сергей Каменский. Он рассказал, что участие посетителей делится на уровни: вклад, сотрудничество, совместное создание и хозяйствование. По его мнению, чтобы привлечь старшее поколение к жизни музеев, нужно «просто научиться пить чай», то есть встречать, выстраивать доверительные отношения и общаться.  

Справка

Конференция, организованная АНО «Проектная инициатива», Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы, Государственной Третьяковской галереей и ИКОМ России (Российский национальный комитет международного совета музеев), — часть проекта «Музейный СтарТрек», который победил в 1-м конкурсе Фонда президентских грантов 2019 года.

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем