Фото: центр «Благосфера»

В центре «Благосфера» прошла третья дискуссия из цикла «Что известно о состоянии российского гражданского общества на основе данных опросов и статистики?».

Эксперты Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики» и Центра оценки общественных инициатив представили исследование «Участие в эпизодическом волонтерстве: портрет волонтера и индекс удовлетворенности».

Кто такие эпизодические волонтеры

Эпизодические (событийные) волонтеры — это люди, которые принимают разовое участие в кратковременных событиях, выполняя в основном четкие, несложные задания. Эксперты говорят о том, что качество такого эпизодического волонтерства ниже, чем у постоянного, — хотя бы потому, что участник разовой добровольческой акции получает меньше информации, часто не успевает оценить глубину проблемы и почувствовать личную причастность к ней.

Наталья Каминарская, центр «Благосфера» и Ирина Мерсиянова, Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Фото: центр «Благосфера»

Как проводили исследование

Представленное исследование — часть международного проекта, который осуществляется в 22 странах мира, от Мексики до Индонезии, по инициативе Университета Пенсильвании, США и Роттердамской школы менеджмента Университета Эразмус (Нидерланды). В России сбором данных в конце 2018 года занимался Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

«Это было одно из самых сложных исследований, которые нам доводилось проводить: в данном случае объект исследования был не очень определен, нужно было всем объяснять, кто такие эпизодические волонтеры», — отмечает Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора.

Вообще волонтеры — хорошо изученная группа, но в последние годы волонтерство становится все более дифференцированным, сложным и потому требует дополнительных исследований, подчеркивает Мерсиянова.

Современные волонтеры – какие они?

Они меньше, чем раньше, привязаны к конкретной некоммерческой организации, считает Ирина Краснопольская, научный сотрудник Центра оценки общественных инициатив НИУ ВШЭ. Им интересно пробовать разное, и поэтому событийное волонтерство вызывает такой интерес. Отношения между волонтером и организатором, по наблюдениям исследователей, изменились: от модели «доверяй мне и будь со мной все время» перешли к «докажи мне, почему я должен помочь именно тебе». И если НКО хочет привлекать волонтеров, ей необходимо соответствовать этому запросу, отметила Краснопольская.

По данным исследования, в эпизодическом волонтерстве чаще участвуют жители крупных городов (с населением более миллиона человек), с высшим образованием и относительно невысоким уровнем доходов («на бытовую технику хватает, автомобиль купить не можем»). В основном это специалисты (28%), студенты (26%) и люди, занимающие руководящие должности (14%). Возраст – чуть старше 30 лет.

Инга Моисеева, исполнительный директор D-Group.Social, организатор крупнейшей благотворительной ярмарки «Душевный Bazar», говорит, что люди, которые приходят помогать на «Душевный Bazar», соответствуют представленному в исследовании портрету. Моисеева убеждена, что  самый эффективный канал поставки волонтеров сегодня — это работодатели. Ярмарка выходит в регионы, и для поиска волонтеров организаторы «Душевного Bazarа» рекомендуют в первую очередь выстраивать партнерство с бизнесом, чтобы привлечь корпоративных волонтеров. Исследование подтверждает, что это правильная стратегия: почти четверть волонтеров (24%) именно от работодателя узнают о возможностях помогать в качестве добровольца.

Мотивация

На вопрос «Почему вы решили поучаствовать в волонтерской деятельности на данном мероприятии?» большинство респондентов ответили, что это интересно (58%), доставляет эмоциональное удовлетворение (49%), позволяет встречаться с новыми людьми (36%). Своим гражданским долгом волонтерство называют четверть опрошенных – 26%. На призывы  участвовать в волонтерстве от работодателей, друзей, учебных заведений откликаются немногие: всего 3-6% опрошенных.

Чаще всего, по результатам исследования, эпизодических волонтеров можно встретить на культурных (24%) и спортивных (18%) мероприятиях, а также конференциях и семинарах (18%), проектах по благоустройству (16%). Социально-психологическая поддержка (1%) и правовая помощь (2%) оказались в аутсайдерах: очевидно, в этих сферах нужны специальные профессиональные знания, а не просто желание помочь.

Волонтерство за спасибо

Организаторы часто поощряют волонтеров после мероприятия. Почти половина добровольцев (46%) получили благодарность, 39% обеспечили питанием, 32% получили сувениры.

Помимо материальных благ волонтеру важно чувствовать себя членом команды. Однако эту потребность не всегда удается удовлетворить, и это может повлиять на решение о том, стоит ли участвовать в добровольческой деятельности в дальнейшем. Около 10% опрошенных говорили, что другие участники (оплачиваемые сотрудники), а также благополучатели не относились к ним как к членам команды.

Эксперты подчеркивают, в работу с волонтерами необходимо вкладывать ресурс: человеческий, административный и финансовый.

«Часто волонтеры воспринимаются как чудо – сейчас они придут и все сделают. Это не так. Необходимо формировать культуру волонтерской деятельности путем подготовки, которая, разумеется, стоит денег», – отмечает Ирина Мерсиянова.

Социальным учреждениям и НКО необходимо вкладываться в работу с добровольцами, и тогда сотрудничество будет эффективным и долгосрочным.

Презентацию с результатами исследования можно скачать здесь.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Открытая онлайн-запись подкаста «Мы все сойдем с ума? Как пандемия повлияет на нашу психику»

Коронавирус, самоизоляция, экономический кризис, потеря работы — поводов испытывать психологические проблемы вплоть до депрессии и посттравматического расстройства сейчас очень много. Но как именно на нас…

Как использовать digital-маркетинг в работе НКО

Как продвигать свою организацию за счет онлайн-инструментов и подготовить рекламную кампанию, в медиацентре «АСИ — Благосфера» рассказали Виталий Самолет, директор Центра социальных коммуникаций «Социальный эффект»,…