Новости
Новости
19.04.2024
18.04.2024
17.04.2024
18+
Новости

Нужен ли нашим бабушкам и дедушкам интернет?

19 сентября в Общественной палате РФ в рамках Московского международного форума “Обучение на протяжении жизни. Доступность образования в пожилом возрасте” прошла секция “Информационные технологии: развитие и инклюзия или самоизоляция?”, на которой эксперты обсудили, возможно ли обучить людей после 50 лет ИТ-компетенциям.

Фото: pixabay.com
Фото: Евгения Федорова / АСИ

Модераторами встречи были Андрей Сельский, директор по направлению «Кадры и образование» АНО «Цифровая экономика», и Олег Полетаев, директор по коммуникациям АНО «Цифровая экономика».

На пленарном заседании форума прозвучали доклады, в том числе о фундаментальном праве человека на образование, которое сохраняется на протяжении всей жизни. 

“Человек, который выходит на пенсию, не уходит из социума. <…> Российское общество знаний сейчас начало проработку проекта “Интеллектуальные клубы московского долголетия”, в рамках которого пожилой человек будет получать возможность не только заниматься спортом или танцами, но и обучаться цифровой грамотности. Люди пенсионного возраста тянутся к новым знаниям. Согласно опросу ВЦИОМа, основными плюсами пенсии они считают свободное время, возможность и желание учиться дальше“, — рассказала Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета Государственной думы по образованию и науке. По ее словам, у населения старшего возраста есть мотивация, которую просто нужно правильно направить. 

“Когда-то мы начинали с ликвидации информационной безграмотности и учили базовым навыкам работы с компьютером. Но сегодня образовательный запрос старшего поколения меняется: теперь людям важно уметь пользоваться электронными сервисами: дистанционно купить продукты, записаться к врачу, посетить виртуальный музей или библиотеку”, — сообщила Марина Шалашова, директор Института непрерывного образования МГПУ.

По мнению Шалашовой, людей пожилого возраста нужно учить информационному пространству жизни. Она отметила важность социальных сетей: когда пожилой человек плохо себя чувствует и не может выйти из дома, он остается на связи, а также может связаться с родственниками, которые живут в другом регионе. 

Нужно ли? 

Константин Левин, заместитель директора центра “Федеральный методический центр по финансовой грамотности” НИУ ВШЭ, обратил внимание на другую сторону проблемы приобщения людей пожилого возраста к информационным технологиям.

“Это влечет за собой риск пожилому человеку оказаться жертвой финансовых мошенников”, — отметил Левин. Он предлагает не забывать о финансовой безопасности. 

Руководитель направления специальных проектов компании “Ростелеком” Наталья Шушлина напомнила о программе “Азбука интернета. Обучение пользователей старшего поколения работе на компьютере и в сети Интернет”.

“Азбука интернета” — это про Россию. Наша основная задача — научить людей пожилого возраста не только включать компьютер, но и активно им пользоваться. <…> Мы проводили конкурс “Спасибо интернету”: попросили рассказать, как изменилась жизнь пожилых людей после того, как они научились включать компьютер. 

Нам пришло очень много историй: начиная от “я нашел в “Одноклассниках” подругу, которую не видел 300 лет” и заканчивая трогательными рассказами о том, как с помощью сети удалось найти место захоронения дедушки”, — рассказала Шушлина. Она добавила, что о безопасности в интернете они говорят в обязательном порядке. 

Сергей Спивак, руководитель кластера РАЭК “Образование и кадры”, поделился несколькими выводами из проекта “Школа самозанятости пенсионеров “Снова в деле”, реализованного фондом “Качество жизни”. 

“Нашей целью было научить пенсионеров зарабатывать деньги при помощи информационных технологий. И во время разработки проекта мы пришли к первому выводу: для людей пожилого возраста все должно быть просто, — рассказал Спивак. — Мы учили пенсионеров делать хорошие фотографии для их микробизнеса, пользоваться “Авито”, и люди брали и делали — и у них получалось”.

Вторым выводом Спивак назвал необходимость веры в себя: по его словам, нужно построить программу обучения таким образом, чтобы в самом начале у пенсионера уже была победа. Третьим — неготовность пенсионеров заниматься самостоятельно, им интересно быть в группе. И последним — пенсионерам проще работать со смартфонами, чем с компьютерами. 

“Как итог — кто-то нашел работу няней, репетитором, кто-то стал шить пончо и платья для кукол. Оказалось, что люди хотели зарабатывать тем, чем они раньше не занимались, но всегда хотели”, — подытожил Спивак.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике