Фото: Mikhail Pavstyuk, Unsplash

Эксперты пришли к выводу, что оба законопроекта Минюста во многом дублируют друг друга.

Ассоциация «Юристы за гражданское общество» проанализировала новеллы двух законопроектов, предложенных Минюстом России. О разработке первого министерство объявило в декабре 2018 года, второго — в мае текущего. Оба проекта призваны регулировать деятельность общественных объединений (ОО), не зарегистрированных как юридическое лицо.

Нарушая Конституцию

В статье 27 ФЗ «Об общественных объединениях» законопроектом предлагается закрепить, что незарегистрированные ОО только со дня размещения уведомления о своем создании приобретают свои права. По мнению экспертов, это нарушает часть 4 статьи 13 и статью 30 Конституции РФ, которая гарантирует право на объединение, свободу деятельности общественных объединений и равенство их перед законом. Другими словами, не нужно устанавливать дополнительные условия для возникновения прав у ОО — они и так уже у них существуют.

Снова иностранные источники

По мнению экспертов, оба проекта «дублируют друг друга в части законодательного закрепления обязательной подачи уведомления о создании общественных объединений, не являющихся юридическими лицами, а также ежегодных сообщений о продолжении их деятельности». Основное отличие «майского» законопроекта в том, что он не устанавливает зависимости возникновения прав у ОО от подачи уведомления о создании (хотя это противоречит Конституции РФ).

Минюст предлагает законодательно закрепить уведомительный порядок создания и деятельности ОО, не являющихся юридическими лицами. Руководитель ОО будет обязан в течение месяца со дня утверждения устава уведомить об этом министерство, в том числе сообщить сведения «о получении руководителем или иным лицом по поручению руководителя денежных средств и иного имущества от иностранных государств, их госорганов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников».

Таким образом, отмечают эксперты, этот пункт практически полностью повторяет понятие «иностранного источника», которое и так прописано в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.96 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Однако в законопроекте Минюста нет исключений, которые предусмотрены для некоторых российских юрлиц, получающих денежные средства или иное имущество из иностранных источников. На сегодня к ним относятся открытые акционерные общества с государственным участием и их дочерние общества. Юристы считают эту новеллу «абсолютно необоснованной».

Сообщать о продолжении деятельности

Также руководителя ОО могут обязать каждый год «не позднее 1 февраля» сообщать о продолжении деятельности. «Неисполнение данной обязанности влечет за собой прекращение прав ОО, что, как отмечалось выше, противоречит Конституции РФ и правовой позиции Конституционного суда», — пишут эксперты. Более того, «предлагаемая дата не коррелирует с иными установленными законом датами отчетности НКО в целом и общественными объединениями в частности», пишут эксперты.

В этой части законопроекты немного различаются: «майский» не предусматривает изменений в части закрепления дополнительных оснований для приостановления или запрета деятельности незарегистрированных ОО, которые содержатся в тексте «декабрьского».

Приостановление деятельности

Сейчас в России, по словам экспертов, механизм приостановления деятельности ОО и запрета его деятельности в действующем законодательстве полностью урегулирован. Общественное объединение со статусом юрлица может быть ликвидировано «при наличии соответствующих оснований», а в отношении ОО, не зарегистрированного в качестве юрлица, можно установить запрет деятельности.

Законопроект предлагает дополнительно установить, что деятельность незарегистрированных ОО может быть приостановлена только по решению генерального прокурора или прокурора субъекта РФ.

«Можно предположить, что Минюст России, разрабатывая данный законопроект, пытается снять с себя полномочия по приостановлению/запрету деятельности незарегистрированных ОО», — считают юристы.

Эксперты считают, что предлагаемые изменения несут риски для общероссийских и межрегиональных ОО, структурные подразделения которых — незарегистрированные ОО. «Запрет деятельности таких незарегистрированных ОО фактически может привести к ликвидации основной организации», — пишут юристы.

В целом, полагают эксперты, «оба законопроекта направлены на установление отдельных элементов государственной регистрации в отношении общественных объединений, имеющих право осуществлять свою деятельность без государственной регистрации и приобретения статуса юридического лица».

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Ассоциация «Сила» объединит некоммерческие организации Якутии

Целью новой ассоциации станет консолидация некоммерческих организаций, направленная на создание эффективной среды и защиту интересов членов ассоциации для развития третьего сектора в регионе. Предполагается, что…