Фото предоставлено центром «Благосфера»

Что влияет на репост в соцсетях, почему фейки для нас так важны и как отличить их от настоящих новостей, рассказывает Борислав Козловский, автор книги «Максимальный репост: как соцсети заставляют нас верить фейковым новостям». Встреча с писателем прошла 13 июня в центре «Благосфера».

Когда заговорили про fake news

Мы впервые услышали словосочетание fake news после выборов 2016 года в США. Когда выяснилось, что топ-20 новостей, написанных серьезными СМИ (по результатам работы с источниками и так далее), собрали меньше «лайков», чем топ-20 фейковых новостей про то, что демократическая партия США — это тайные педофилы. И что они устраивают законспирированные оргии с детьми в пиццериях Вашингтона. Я говорю сейчас о реальных конкретных сюжетах, которые обсуждали миллионы людей. Внезапно оказалось, что весь эфир забит такими новостями. Когда выяснилось, что это фейки, возник естественный дискомфорт: получается, что мы живем в мире, где в принципе ничему нельзя доверять.

Что влияет на перепост в соцсетях

В социальных сетях есть свой базовый механизм доверия к фактам, изложенным в сообщениях. На перспективу следующего репоста влияет, кто делает предыдущий репост, а не изначальный источник информации. Если это селебрити (человек ваших политических взглядов, главред какого-то известного издания), то, скорее всего, вы ему безоговорочно поверите. То же самое касается ваших родственников и друзей. Они получили сообщение от вас и поверят этой новости не потому, что проверят факты, а потому что доверяют вам. Ближайшее рукопожатие для нас важнее, чем то, откуда пришла новость.

Фото предоставлено центром «Благосфера»

Как устроен Facebook

Возможно, многие скажут, что вот, мол, программисты Facebook специально показывают нам фейковые новости. Они придумывают такие коварные алгоритмы, которые окружают нас ложью. Но на самом деле нет. Просто Facebook же не может вам показывать все сообщения от друзей, которых у вас может быть и тысяча штук. Он показывает сообщения выборочно. Конечно, он их специально выбирает, руководствуясь простым правилом: предсказывает вероятность, что вы такое сообщение «лайкните». Например, по ключевым словам. Мы откликаемся на сообщения, которые вызывают сильную эмоциональную реакцию и которые хорошо ложатся на наши взгляды. 

Например, одним людям показывают кучу новостей про прививки – «как врачи замучили несчастных младенцев». Другим людям показывают новости про «тупых антипрививочников» и как они вызывают эпидемию кори. И образуются два непересекающихся пузыря.

В 2010 году кто-то из американских следователей интернета придумал формулировку filter bubble, пузырь фильтров. В каждом пузыре люди окружены новостями своего сорта и уверены, что только так думают все вокруг.

Почему фейки важны для нас 

Целенаправленное исследование слухов началось в США после событий в Перл-Харборе. Когда власть попробовала контролировать медиа – не рассказывать про неудачи на фронте или сообщать вкратце, чтобы не сеять панику, – стали появляться слухи о том, что японцы уже высадились в 200 милях от Нью-Йорка, и эти слухи разрастались пропорционально росту неопределенности.

В нашем мозгу ограниченное количество реакций. Мы чувствуем дискомфорт от неопределенности, и конспирологическая теория приходит на помощь («миром управляют вполне понятные силы, другое дело, что мы не все про них знаем»). Конкретный страх всегда комфортнее тревоги и неопределенности.

На фейки с нашей стороны существует огромный спрос, они работают социальным клеем. Порой они помогают ясно заявить свою позицию. Люди не пишут сочинение «Почему я придерживаюсь определенных политических взглядов», они просто репостят несколько фейковых новостей с определенным фокусом – это доступный способ выразить себя. Таким образом люди снимают свою фрустрацию, рассказывают миру о своих тревогах. И в этом смысле фейки важны для нас, у них огромная социальная роль.

Как отличить fake news от настоящей новости

Как правило, фейковая новость шита белыми нитками. Она сделана очень небрежно. То есть если вы зададитесь вопросом, как ее отличить от настоящей, вы ее отличите. Приведу пример. История, которая всплывает раз в пару лет, что два депутата Госдумы подали законопроект или даже дали интервью о том, как законопроект про выездные визы из России проходит рассмотрение. Репостится мгновенно, вызывает бешеное возмущение, у меня вызвало первый раз панику: ну как так? Вот всё, вот падает железный занавес…

Однако если вы пытаетесь погуглить фамилии этих депутатов (первый подход факт-чекинга), обнаружите, что в Думе ни в этой, ни в предыдущей, не было людей с такими фамилиями. На этом можно ставить точку. Но до стадии «взять и погуглить героев» доходит ничтожная доля людей.

Вторая стадия, вернее нулевая стадия, предшествующая этой, — прочесть текст новости целиком. Этого тоже почти никто не делает, потому что новость уже вызвала у вас сильные эмоции, и это самое главное. У себя в ленте вы увидели не просто сниппет этой новости, заголовок или подзаголовок, но еще и гневную реплику вашего друга: «Я же говорил, что они рано или поздно до этого дойдут». И под этим написано: «Депутаты решили ввести выездные визы из России». Всё, у вас же уже сформировалось мнение, хорошо это или плохо. Вы не задаетесь вопросом, правильно это или неправильно. Достоверный это источник или нет. Вы просто понимаете, что это возмутительно и нужно немедленно рассказать об этом – сделать репост.

Разоблачить фейковые новости не составит труда, просто этим никто не озадачивается. Еще потому, что новостей вокруг фантастически много. Даже в вашей почищенной Facebook френд-ленте 90% новостей вы встречаете первый и последний раз в виде заголовка. Если вы будете все читать — вам не хватит свободного времени.

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Инфографика: как НКО планировать работу в соцсетях

В медиацентре «АСИ — Благосфера» обсудили, как некоммерческим организациям грамотно планировать коммуникацию в социальных сетях. Лектор – консультантка платформы социальных изменений Todogood Анна Виктория Горман.

Жизнь за дверями психоневрологических интернатов

В книжном клубе центра «Благосфера» 10 апреля прошла встреча с Анной Клепиковой, антропологом Европейского университета в Петербурге, автором документального романа «Наверно я дурак». Книга приоткрывает…