Фото: vk.com/malakhovka_internat

Школы-интернаты в Малаховке и Марусине объединяют, игнорируя разъяснения Министерства образования.

В подмосковной Малаховке началась реорганизация единственной в регионе школы-интерната для слабовидящих детей, передает «Радио Свобода». Школу основали в 1919 году, и последние 60 лет она специализировалась только на слабовидящих, накопив уникальный опыт обучения таких детей. Управление образования Люберец планирует объединить школу для слабовидящих с интернатом для детей с нарушениями развития VIII вида «Развитие», который находится в Марусине, в 8 км от Малаховки. Пока непонятно, как будет происходить обучение детей с разными особенностями. По словам родителей, увеличивать площадь школы не планируется, педагоги массово увольняются. Родители и преподаватели уверены: реорганизация приведет к уничтожению сразу двух уникальных коррекционных учреждений, которые хороши сами по себе.

Нужна ли инклюзия

По словам председателя московской областной организации ВОС Александра Коняева, сейчас обе школы прекрасно справляются со своими обязанностями, передает «Радио Свобода».

«Под модное слово «инклюзия» подгоняют сливание интернатов с детьми разной категории. Слабовидящим детям требуется особый подход. Представьте человека с отклонениями в умственном развитии и представьте ученика, который не видит, но у него блестящая память и он схватывает все на лету. Этих людей нужно обучать и воспитывать совершенно по-разному», — цитируют Коняева.

«Это будет не инклюзия, как они думают, это будет гетто для инвалидов. И те, и другие будут страдать. Сейчас это две отличные коррекционные школы», — приводит «Радио Свобода» слова Натальи Матвеевой, матери ученика школы-интерната для слабовидящих.

Интернат в Марусине находится в современном здании 2015 года постройки, там работают опытные специалисты, есть массажные кабинеты, бассейны.

За сохранение автономности каждой из школ выступило и Министерство образования Московской области, куда обращались с письмом родители учеников школы в Малаховке.

«Министерство просвещения придерживается позиции сохранения существующей сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным программам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. В рамках решения вопроса о прекращении практики их закрытия были написаны и направлены разъяснения в органы исполнительной власти», — гласит ответ министерства, сообщает «Радио Свобода».

Более того, в феврале 2019 года в Управлении образованием городского округа Люберцы реорганизацию школы в Малаховке официально признали нецелесообразной. Однако потом, по словам председателя родительского комитета школы-интерната для слабовидящих Марины Волковой, управление поставило нового директора, и родители учеников и преподаватели поняли: школу ждут глобальные изменения.

Новый директор

Разговоры о реорганизации начались в конце 2018 года, а в марте этого года вместо возглавлявшего школу в течение 17 лет и выступавшего против реорганизации Анатолия Швеца пришел новый директор — Павел Обрезков. Родители учеников говорят, что прежде он работал учителем физкультуры школы в поселке Марусино, и считают, что его квалификации недостаточно, чтобы возглавить школу в Малаховке.

«Он не имеет должного образования и не понимает специфику школы-интерната. Например, сейчас во второй половине дня с детьми занимаются воспитатели и помогают им сделать домашнее задание. Обрезков хочет оставить на всю школу трех воспитателей, хотя сейчас их 12 — в каждом классе есть свой воспитатель», — рассказывает АСИ Волкова.

По словам председателя родительского комитета, «рушится уникальный коллектив школы»: многие учителя не могут найти общий язык с новым директором и потому дорабатывают до конца учебного года и увольняются.

Сейчас в школе-интернате в Малаховке учатся 169 учеников и работают 33 учителя: воспитатели, психологи, логопеды, дефектологи и педагоги дополнительного образования. По уставу, рассказывает Волкова, школа вмещает 140 детей, однако уже сейчас это количество превышено.

У родителей есть информация, что школу в Малаховке могут лишить статуса интерната. Тогда дети не смогут оставаться там на ночь, и это может стать проблемой для многих учеников: не все смогут ездить в школу каждый день. По словам Волковой, две детские спальни уже переоборудовали под другие нужды.

Для чего нужна реорганизация

Родители пока не понимают, для чего нужна реорганизация школ. Одна из возможных причин — обширная жилая застройка в Марусине. В новые дома заселятся тысячи человек, и логично предположить, что их детям понадобится школа. А чтобы не строить новую, можно открыть ее в уже существующем новом здании.

«Родители учеников школы в Марусине говорят, что в новом районе не хватает школ. И в помещении их школы хотят открыть обычную общеобразовательную», — рассказывает Агентству социальной информации Волкова.

Родители учеников видят в грядущих переменах много рисков, однако, по мнению исполнительного директора Центра лечебной педагогики Александры Фадиной, «школа может реализовывать разные образовательные программы, если в отношении всех детей предусмотрены все образовательные условия».

«В одной школе могут быть разные классы для детей с разными нарушениями здоровья. А может быть один инклюзивный класс, где дети учатся по разным программам. Я считаю, это будет только способствовать учебному процессу. Но надо четко понимать, ради чего делается реорганизация», — отмечает в разговоре с АСИ Фадина.

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Калининградские педагоги поучаствовали в «фестивале с человеческим лицом»

На II областном фестивале инклюзивных практик более 100 калининградских педагогов, специалистов дошкольного образования обсудили актуальные вопросы обучения детей с инвалидностью в условиях общеобразовательной школы.

В одной из сельских школ Иркутского района откроется класс для детей с инвалидностью

В классе, который откроется по инициативе Центра поддержки развития добровольчества «Твори добро» и организации родителей детей-инвалидов «Надежда», будут получать образование дети с ограниченными возможностями здоровья…

Что мешает делать инклюзию повсеместной практикой в образовании

О принятии равных людей, индивидуализации учебного процесса, системной поддержке учителей, интеллектуальных и финансовых ресурсах говорили участники дискуссии, организованной фондами «Нужна помощь» и «Абсолют-помощь».

В Волжском дети с аутизмом бесплатно прошли подготовку к школе

Занятия вели педагоги автономной некоммерческой организации «Центр педагогической поддержки семьи «Крылатые качели», имеющие профессиональную подготовку по прикладному анализу поведения (ПАП) — это метод терапии расстройств…