Новости
Новости
19.04.2024
18.04.2024
17.04.2024
18+
Новости

Большие данные о маленьких людях

Участники II хакатона «Новой газеты» по дата-журналистике изучили проблему ущемления прав людей с разных сторон и с помощью данных.

Фото: Центр "Благосфера"

В центре «Благосфера» 27-28 апреля 19 команд презентовали кейсы про женщин в науке и женщин в правительстве, зарплату жен и мужей депутатов, бедность и микрокредитование, самооборону и домашнее насилие, людей с ВИЧ-положительным статусом, доступность образования и студенческую миграцию, возрастную дискриминацию на рынке труда.

«Когда мы выбирали тему для хакатона, понимали, что тема дискриминации спорная, потому что у многих из-за определенного хайпа она ассоциируется только с ущемлением прав женщин, то есть с гендерной дискриминацией, — рассказывает один из организаторов хакатона Юлия Красникова. – Но наш хакатон доказал, что тема дискриминации очень широкая, у людей миллион причин, чтобы сплотиться против тех, кто чем-то от них отличается. Презентация проектов длилась три с половиной часа, но они пролетели на одном дыхании, потому что темы получились на самом деле разнообразные».

Под руководством менторов из «Новой газеты», «Медиазоны», «Команды 29», N+1, «Таких дел» в командах работали журналисты, дизайнеры и программисты, в том числе магистранты программы «Журналистика данных» НИУ ВШЭ и студенты другие московских вузов.

Фото: Центр «Благосфера»

Статья 105 УК

Первое место занял кейс с темой «Как связаны убийства, совершенные женщинами, с домашним насилием». Команда взяла за основу гипотезу о том, что правозащитники утверждают, что осужденные за убийство женщины, как правило, подвергались насилию и защищали свою жизнь. Чтобы проверить это, проанализировали датасет с 2488 приговорами, вынесенными подсудимым-женщинам по ч.1 ст.105 УК за 2016-2018 года, выгруженными из ГАС «Правосудие».

Выборку приговоров, связанных с домашним насилием, делали с помощью специально записанного алгоритма машинного обучения, а именно: «лес случайных деревьев» (Random Forest Classifier). Алгоритм определил, что наибольшая точность при классификации приговоров про домашнее насилие связана с ключевыми словами: «ударил», «избил», «конфликт», «муж», «брат», «сын», «супруг». По результата исследования оценка правозащитников подтвердилась: доля приговоров, которые алгоритм связал с домашним насилием, составила – 80% (1978 приговоров).

Больше всего подобных дел оказалось в Бурятии (108), Башкирии (89) и Челябинской области (88). В 97% в качестве орудия убийства упоминается нож, как правило, кухонный. Часто речь идет об одном ударе в грудь.

Из 1978 только в 121 деле подсудимые были признаны невиновными. Это только 5% от общего числа женщин, обвинявшихся в убийстве в 2016-2018 годах. Команда отметила, что число реальных оправданий может быть выше: нередко суд переквалифицирует обвинение с убийства на статью 108 УК («Убийство при превышении необходимой обороны»).

Статья 108 УК

Команда, занявшая второе место, как раз исследовала, от кого защищались женщины и мужчины, осужденные за убийство при превышении пределов самообороны (ч. 1 ст. 108 УК РФ).

Согласно российскому законодательству, если нападение связано с угрозой жизни или тяжкого вреда здоровью, жертва может защищаться как угодно. Если такой угрозы нет, жертва должна обороняться так, чтобы не причинить большого вреда. На практике судьи оценивают угрозу жизни и здоровью в зависимости от того, использовал ли нападавший оружие. Мужчины априори сильнее женщин и в делах о домашнем насилии они зачастую нападают с «голыми руками», а женщины, защищаясь, вынуждены применять оружие.

Фото: Центр «Благосфера»

Команда выгрузила из СудАкт (крупнейшая в сети база судебных актов, судебных решений и нормативных документов) документы, в которых мужчины или женщины были виновны в совершении преступления по ст.108. Провела лемматизацию документов, удалила стоп-слова с использованием библиотеки nltk, соотнесла каждому документу пол обвиняемого или обвиняемой.

По итогам исследования в 83% дел осужденные женщины защищались от своих партнеров, еще в 8% случаев  — от других близких родственников. Только 4% — от знакомых, 5% — от посторонних людей. В 38% приговоров упоминается, что сожитель регулярно избивал женщину ранее. Во всех приговорах фигурирует слово «нож». Еще женщины защищались топором, кочергой, бензопилой, молотком или душили партнера. Мужчины же нападали на женщин с кочергой, топором, тесаком и бензопилой.

С мужчинами совсем другая картина: они чаще всего защищаются от знакомых  — 67% случаев. От родственников — 18%, от посторонних — 12%. И только 3% мужчин, осужденных по ч. 1 ст. 108, защищались от своих жен или сожительниц.

Женщины в науке

Приз за третье место получил кейс про проблему диспропорции женщин и мужчин в Российской академии наук. Своим исследованием участники хотят привлечь внимание и, возможно, повлиять на ситуацию, когда ученых оценивают не по их профессиональным заслугам, а тому, к какому полу они принадлежат. Вопрос подняли не случайно: в этом году в сентябре в РАН пройдут выборы, и вице-президент РАН Валерий Козлов пообещал, что ситуацию с гендерным неравенством в РАН будут менять в течение двух лет.

Опрашивая экспертов, команда выяснила, что трудности у женщин в науке начинаются особенно после докторской степени. После защиты ее женщинам-докторам даже не предлагают войти в Ученые советы. И это связано с явлением, которое называется «протекающий трубопровод»: когда по мере продвижения по карьерной лестнице женщин становится всё меньше.

Фото: Центр «Благосфера»

Были исследованы прежде всего выложенные на сайте РАН актуальные данные по составу академиков, членов-корреспондентов и профессоров, а также защитившихся кандидатов наук и докторов наук, данные Росстата о доли женщин на руководящих позициях. Средний возраст члена РАН 73 года, поэтому еще проанализировали данные из статистического ежегодника «Народное хозяйство СССР» за 1965 года, чтобы посмотреть, как было тогда с пропорцией мужчин и женщин в университетах. Исследование подтвердило, что с каждым годом количество женщин действительно уменьшается.  Если в 1965 году в университетах было 0,44 женщин. В период с 2013 по 2019 годы было 0,434 % женщин кандидатов наук, докторов наук – 0,407%. В 2018 году только 0,2153 % профессоров женщины, члены-корреспонденты – 0,0779 %, академики 0,045 %

Итоги хакатона

Команды победителей получили денежные призы: 1 место – 40 тысяч рублей, 2 место – 30 тысяч рублей, 3 место – 20 тысяч рублей. Кроме этого, участникам, которые захотят поступить на магистерскую программу «Журналистика данных» НИУ ВШЭ, начислят максимальное количество баллов за портфолио.

Участники будут доделывать проекты и публиковать их в «Новой газете», «Медиазоне» на научном портале N+1.

Фото: Центр «Благосфера»

Посмотреть все кейсы можно на лендинге хакатона.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике