Новости
Новости
19.04.2024
18.04.2024
17.04.2024
18+
Новости

Проекты, которые выжили: четыре SOS-кампании с хорошим концом

Как сохранить организацию, если вам грозит крупный штраф или ушел главный инвестор, рассказали участники конференции «Сетевой апрель».

Фото: https://unsplash.com

800 тысяч за сутки

Летом 2018 года интернет-журнал «7×7» оштрафовали на 840 тыс.рублей за интервью тамбовского блогера Александра Смолеева с членом федерального комитета Либертарианской партии Михаилом Световым. Штраф присудили за пропаганду наркотиков — по мнению Роскомнадзора, политик в интервью выставил «героин в более привлекательном свете».

Для сбора денег на штраф издание в течение двух месяцев — с решения суда первой инстанции до вступления приговора в силу — готовило информационную кампанию.

«Мы понимали, что будет большой интерес к нашему кейсу, потому что негативная повестка привлекает больше внимания, — говорит Павел Андреев, директор интернет-журнала «7х7». — Но люди куда активнее включаются, когда им предлагают позитивный взгляд, когда они что-то могут изменить. Поэтому задача нашей кампании была в том, чтобы негативное внимание к нам перевернуть на позитивную возможность участия. Чтобы СМИ вышли не с новостью, что нас опять оштрафовали, а что нам можно помочь».

По словам Андреева, в кампании использовали два основных инструмента. Журналисты «7х7» создали чат для людей, которые помогут активно распространить информацию — главных редакторов, популярных блогеров и инициативных людей. Они первыми получали новости из суда и владели эксклюзивной информацией.

СМИ распространяли ссылку, по которой можно было перечислить деньги. В то же время пользователям предлагали посмотреть видео о людях, которые делают сайт «7х7». В ролике журналисты показали свое «лицо» — среду, в которой они работают, и людей, ради которых пишут. Это был еще один инструмент информационной кампании.

Чтобы собирать пожертвования, на сайт интегрировали «Лейку» (инструмент для сбора пожертвований от Теплицы социальных технологий — Прим.Ред.). Нужную сумму удалось собрать за 28 часов. По словам Павла Андреева, в основном деньги жертвовали люди, которые не читают «7х7», но возмущены сложившейся ситуацией.

«Законы, которые сейчас приняты, не способствуют институционального росту независимых СМИ и общественных организаций. Но нужно к этому относиться так: мы не можем поменять среду, но это не значит, что мы не можем выжить. Нам нужно меняться самим. Нам нужно перестать быть розами, которые не могут жить в агрессивной среде, а стать одуванчиками, которые могут радовать окружающих, быть позитивными и в то же время расти даже на асфальте», — добавил Андреев.

Фото: https://unsplash.com

«Собрать миллион легче, чем отдать»

Штраф в 2018 году получила и организация «Трансперенси Интернешнл-Р». С правозащитников потребовали взыскать 30 млн рублей за статью-расследование о коррупционных схемах. Суд постановил выплатить штраф в 1 млн рублей.

На сайте «Трансперенси» до этого момента не было возможности пожертвовать деньги и не был заключен договор с платежными системами. По словам Марии Черных, внешнего консультанта по коммуникациям «Трансперенси Интернешнл-Р», проблема сбора заключалась в том, что обычным людям не интересны темы, которыми занимается организация. В основном «Трансперенси» проводит исследования уровня коррупции.

Если организации срочно нужно собрать деньги, необходим четкий план, считает Черных. Сотрудники организации должны корректно отвечать на вопросы и понимать, что они будут делать и как.

Первую волну публикаций и «лайков» организация собрала благодаря негативному отношению к истцу, отмечает эксперт. Но одного негатива для сбора денег недостаточно. Основатель «Трансперенси Интернешнл-Р» Елена Панфилова включилась в кампанию и начала активно писать о ней в соцсетях. Ее посты собрали большое количество репостов лидеров мнений. Миллион собрали за восемь дней.

Но собрать миллион оказалось легче, чем отдать, рассказала Мария Черных. По ее словам, денег у «Трансперенси» не запросили, а реквизитов организация не получила. В итоге она разместила объявление в «Коммерсанте» Санкт-Петербурга о поиске реквизитов Владимира Литвиненко, который требовал взыскать с организации деньги. Но пока поиски не дали результата.

Страница сбора денег на штраф «Трансперенси Интернешнл-Р». Фото: https://transparency.org.ru/donate/lemon/

Жизнь без донора

Что делать, если донор, который почти полностью финансирует организацию, больше не может этого делать? Именно в такой ситуации в 2018 году оказался фонд «Живи сейчас«, который помогает людям с боковым амиотрофическим склерозом (БАС).

В среднем, до ухода донора, бюджет организации составлял 4,4 млн рублей в месяц. Когда главный инвестор фонда сообщил о своем решении, на счету фонда было 32 тысяч рублей, а зарплату должны были получить 87 человек, рассказывает Наталья Луговая, генеральный директор благотворительного фонда «Живи сейчас».

Наталья Луговая. Фото: Слава Замыслов/АСИ

Фонд начал искать другие источники финансирования. Ситуация осложнялась тем, что помощь взрослым людям непопулярна среди жертвователей (БАС — заболевание взрослых, при котором человек постепенно теряет возможность двигаться, разговаривать, дышать и глотать, но сохраняет ясное сознание). Кроме того, мало кто из них представляет, что это за заболевание.

Организация начала активную информационную кампанию. За два месяца о фонде написало более 150 СМИ. Но выйти на предыдущий бюджет не удалось, поэтому пришлось сократить 42 человек.

«У нас было разделение на медицинскую и административную команду. Если мы умираем, что важнее сохранять? В первый момент, когда ты думаешь, что в России вообще нет врачей, которые бы нормально занимались этим заболеванием, понимаешь, что надо сохранять врачей. Но нам пришлось принять другое решение — мы начали врачей сокращать. Мы поняли, что если начнем сокращать команду фонда, некому будет искать деньги и продвигать информационные ресурсы, взаимодействовать с государством. Поэтому когда встал выбор, мы стали усиливать административное направление, сокращая медицинские расходы», — говорит Наталья Луговая.

Чтобы продолжать оказывать услуги, в организации решили изменить формат работы с пациентами. «Живи сейчас» предлагал удаленные и амбулаторные консультации, которые позволяли врачам принимать больше семей.

Появились и новые варианты доноров — фонд предложил пациентам рассказывать друзьям и знакомым о своей болезни и об организации, которой можно помочь. Несмотря на то, что пациенты не всегда хотели говорить о своей болезни, такой метод сработал. Количество рекуррентных платежей увеличилось.

По словам Луговой, в критической ситуации особенно важна команда — сплоченность людей и их готовность пережить кризис. Кроме того, эксперт уверена, что организации не нужно постоянно кричать о том, что она умирает, достаточно сказать, что ей нужна помощь. И, как показывает опыт, «Живи сейчас», соглашаться на единственный источник финансирования значит подвергать себя высокому риску.

живи сейчас
Фото: Слава Замыслов/АСИ

Семь кампаний «Открытого пространства»

Большой опыт фандрайзинговый кампаний у «Открытого пространства» — общественного хаба для гражданских активистов и НКО в Санкт-Петербурге. Каждые полгода центр собирает деньги на аренду и коммунальные платежи.

Всего «Открытое пространство» провело шесть кампаний и собрало 1,8 млн рублей, сейчас идет седьмая. Средняя сумма пожертвований довольно большая — 2100 рублей. Кампании всегда длятся два месяца. Главное — сохранять динамику и держать жертвователей в напряжении, говорит Илья Ершов, руководитель «Открытого пространства».

Первая кампания пространства проходила на Planeta.ru. Но поскольку центр выступал как физическое лицо, ему пришлось платить комиссию и налог, рассказал Ершов.

В дальнейшем центр стал использовать более мобильные и доступные инструменты. Одним из них стала платформа «Я соберу». Это лэндинговая страница, которую придумал «Яндекс» для сбора пожертвований. Ее может создать любой человек и организация. На странице нужно указать время сбора, на что пойдут деньги и ссылку на вас.

«Каждый раз, когда начинается кампания, мы придумываем контент-план, что мы будем делать, и придумываем, какие инструменты будем использовать для наших фандрайзинговых сборов. Я пишу всем спам-письма с просьбой поддержать нас, даю ссылку. Когда моя аудитория заканчивается на Facebook (Продукт принадлежит организации Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ), я перехожу во «Вконтакте» и делаю то же самое. Потом я иду по нашей рассылке. Когда я пишу эти письма, надоедая людям, я всегда указываю ссылку на «Я соберу», — рассказал Илья Ершов.

Инструменты для сбора денег есть и в соцсетях. Во «ВКонтакте» на странице группы есть кнопка “Поддержать” (но она собирает мало денег, говорит эксперт) и виджет.

«Открытое пространство» также создало свой интернет-магазин — для этого использовали платформу ecwid.com. Друзья центра передали в магазин футболки, кружки, броши. Магазин работает и сейчас.

«Открытое пространство». Фото: https://vk.com/spbopenspace

Когда возможностей для онлайн-сборов больше не осталось, сотрудники пространства решили провести аукцион.

«Мы почувствовали себя сообществом, людьми, которых поддерживают не визуально, а реально, это позволило всем нам развиртуализироваться. Это стало праздником активистского бреда. Мы продавали разные лоты. В какой-то момент продавали гроб. Очень важно, что этот аукцион заканчивает сбор. К концу сбора люди видят, что осталась осязаемая, понятная часть. И это мероприятие, которое обычно покрывает оставшуюся часть сбора», — добавил эксперт.

Обсуждение проходило на конференции «Сетевой апрель». Модератором выступила Наталья Баранова, главный редактор сайта Теплицы социальных технологий. Конференция «Сетевой апрель» посвящена инновациям и технологиям в общественном секторе. Ее проводит Теплица социальных технологий. Доступ к полной записи конференции можно получить по ссылке.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике