Особые дети в Карелии учатся разбираться в искусстве с помощью пособий. Фото из архива музея

Сотрудники музея вместе с группой «Планик» разработали визуальные пособия для проведения экскурсий и мастер-классов.

Пилотная группа детей с расстройством аутистического спектра посетила занятие в Музее изобразительных искусств Карелии, на котором было применено пособие по альтернативной коммуникации с помощью специально созданных карточек PECS (Picture Exchange Communication System). У каждого ребенка был индивидуальный планшет, помогающий воспринимать информацию, отвечать на вопросы и выражать эмоции.

На выставке «Сергей Андрияка и студенты Академии акварели» дети учились отличать живопись от акварельных произведений, получили представление о тональности работ, научились разбираться в жанрах, различая портрет, натюрморт и пейзаж. Кроме того, они смогли поделиться своими ощущениями от увиденного.

Пособия для детей разрабатывались в течение нескольких месяцев. «Музей давно присматривался, как можно использовать систему карточек PECS на выставках и экскурсиях. Мы изучили продукты проекта «Планик», создатели которого сегодня снабжают визуальными пособиями всю Россию. Их команду очень заинтересовала идея придумать пособия для детей с РАС, помогающие осваивать искусство в музее. Мы стали их апробационной площадкой», — рассказала Агентству социальной информации куратор проекта Наталья Козловская.

С помощью карточек ПЕКС можно не только различать художественные элементы, но и выражать свои эмоции. Фото из архива музея

Музей изобразительных искусств Карелии принимает группы детей с расстройством аутистического спектра с 2011 года. Ресурсный центр творческого развития детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями (это подразделение музея) посещают более 30 тыс. детей ежегодно. За это время накоплен небольшой, но уникальный опыт по работе с детьми с РАС.

«Поскольку в Музее изобразительных искусств нет отдельного педагога, ориентированного на эту группу посетителей, первые программы строили методом проб и ошибок, на практике», — сообщила Козловская. Со временем возникла необходимость создания более комфортной среды для таких посетителей, а также проведения обучающих семинаров для сотрудников.

Пилотная группа в Музее изобразительных искусств Карелии. Фото из архива музея

По словам сотрудников музея, наборы карточек и планшеты для альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS позволяют применять их широко и использовать для занятий с детьми, имеющими самые разные возможности. Проектом запланировано также создание социальных историй «Я иду в музей», «Мы идем в музей» для детей с РАС.

Так выглядит элемент пособия. Фото из архива музея

В осуществлении идеи художественной социализации особых детей Музею изобразительных искусств Карелии оказал поддержку проект «Создание новых устойчивых инклюзивных культурных сервисов для особых целевых групп» в рамках Программы приграничного сотрудничества «Карелия» в 2018-2020 годах.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Общественники помогут краснодарским подросткам с ментальными нарушениями

Неговорящие краснодарские подростки с ментальными нарушениями получают карточки PECS – наборы с картинками и словами, благодаря которым они могут невербально общаться с окружающими. Это инициатива…