Фото: «Подснежник» (Новороссийск)

Поэтапная подготовка будущих первоклассников с расстройством аутистического спектра (РАС) к поступлению в обычную школу Новороссийска началась в городской некоммерческой организации «Подснежник».

Подготовка особых детей к школе займет более года. День знаний для них наступит только в 2020 году. За это время дети привыкнут к тьюторам, персональным ассистентам, которые будут сопровождать их на уроки. А в этом учебном году детский сад, обычную и коррекционную школы Новороссийска благодаря поддержке ассистентов-помощников уже посещают восемь детей.

«В Новороссийске эта практика действует с сентября 2014 года. Диалог между родителями детей с РАС и мэрией начался за несколько лет до этого, но тогда на федеральном уровне еще не был принят закон об инклюзии в образовательных учреждениях, — рассказывает АСИ руководитель автономной некоммерческой организации помощи людям с РАС «Подснежник» Инна Резвина. — Сегодня нас слышат и поддерживают как в управлении образования, так и в целом городской администрации, которая выделяет частичное финансирование для внедрения сопровождения особенных детей ассистентами в школах».

Тьюторами могут стать и родители, но, если есть возможность, в организации отдают предпочтение волонтерам, закрепленным за ребенком в «Подснежнике» во время групповых занятий, — в этом случае между сопровождающим и особенным ребенком налажен контакт еще до школы.

Если недавно дети с аутизмом могли обучаться лишь дома, то благодаря новому формату они могут находиться среди сверстников, налаживать с ними контакты и больше тянуться к знаниям.

«То, как отнесутся сверстники к своим особым одноклассникам, зависит от учителя и от родителей. Конечно, сначала остальные ребята смотрят удивленно, кто-то может хихикать, но детям нравится быть хорошими, и, если их внимание переключить на позицию «ребята, ему нужна ваша помощь», большинство отзовутся на это, — рассказывает Инна Резвина. — Если честно, тяжелее было с ассистентами, потому что учителя не привыкли к тому, что посторонний взрослый сидит на уроке в классе, сначала это напрягало. Но затем мы смогли показать педагогам, что ассистент — это посредник между особенным учеником и учителем, он здесь не для контроля, а для помощи».

При этом, отмечает руководитель «Подснежника», сам ассистент должен четко понимать свою функцию и то, что для его подопечного роль учителя в школе должна оставаться главной.

«Почувствовал внутреннюю потребность и, увидев объявление, сразу позвонил в организацию, — рассказывает о том, как стал ассистентом в «Подснежнике», Сергей. — По натуре я человек вспыльчивый и нетерпеливый. Здесь же я проявляю удивительные для самого себя терпение и спокойствие, поэтому здесь я работаю и над собой».

«Выбрала это направление, так как я сама мама девятилетней девочки с РАС, освоила профессию тьютора. Пробовала инклюзию на практике, сопровождая ее в обычном детском саду. Сейчас ходим вместе в общеобразовательную школу. Что оказалось самым сложным? Неприятие со стороны взрослых, — делится ассистент Наталья Попова. — Если честно, даже самые незначительные вещи: когда другие дети говорят дочке «Привет!» или помогают, — меня очень поддерживают. Так же, как опыт других родителей и доброжелательность учителей».

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Что мешает делать инклюзию повсеместной практикой в образовании

О принятии равных людей, индивидуализации учебного процесса, системной поддержке учителей, интеллектуальных и финансовых ресурсах говорили участники дискуссии, организованной фондами «Нужна помощь» и «Абсолют-помощь».