Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Чем Telegram отличается от других инструментов коммуникации и как НКО использовать его в своей работе, обсудили участники медиаклуба «АСИ-Благосфера».

Удобная настройка

Telegram появился в 2013 году, но особое внимание привлек к себе в 2018 году, когда его решили заблокировать в России. Пока этого сделать не удалось, и многие продолжают использовать этот канал. Мессенджер осваивают и некоммерческие организации.

По словам экспертов, особенность Telegram в том, что он позволяет выйти на другой уровень общения с пользователем. Его можно использовать и для личной переписки, и для чата, и как канал, где можно публиковать новости и другую информацию.

Telegram проще в обращении по сравнению с другими мессенджерами и социальными сетями, говорит Егор Рафиков, автор Telegram-канала «Капитан грантов» (@cpgrantov). Здесь легче подготовить пост для публикации, в нем удобно писать. Кроме того, можно создавать полезных ботов (программы, которые выполняют действие автоматически). Они распознают музыку, подбирают фильмы, ищут нужные вам новости. Создать бота можно в пару кликов.

Егор Рафиков. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

В отличие от новостной ленты Facebook, которая ранжирует посты по алгоритму, не всегда понятному пользователю, мессенджером Telegram управлять удобнее. Можно выключить оповещение от канала, который вам не хочется видеть в данный момент.

«Это очень удобная вещь в плане регулирования, — отмечает Екатерина Ульянова, автор новостного Telegram-канала Теплицы социальных технологий (@teplitsa). — Я могу настроить сама, что, как и когда я хочу видеть. Что хочу видеть сейчас, а что — потом. Для меня это практически персональное СМИ».

Ничего лишнего

В Telegram-канале нельзя ставить лайки и оставлять комментарии. По мнению Евгении Корытиной, автора Telegram-канала #причини_добро (@prichinidobro), в этом его достоинство. «Я люблю Telegram за то, что он не собирает «лайки» и здесь невозможно оставить комментарии. Я терпеть не могу каналы, которые через бот прикручивают штуку, которая говорит, понравилось пользователю или не понравилось. Людям это не нужно. Они не за этим сюда пришли. На каком-то этапе хорошо, что я не могла получить обратную связь. Нет никакого хейтинга», — говорит эксперт.

Сам формат Telegram не рассчитан на большое количество текста и поэтому авторам приходится тщательно отбирать информацию.

«В остальные соцсети мы выкладываем намного больше контента и ссылок. Мы работаем как СМИ, и нужно выложить свои материалы. Telegram в этом плане — это такой дистиллят. Здесь нужно сесть и подумать об аудитории, чтобы не быть навязчивым, чтобы быть полезным. Это хороший способ структурировать информацию. Мне нравится, что для Telegram нужно выбрать самое интересное», — уточняет Екатерина Ульянова.

Екатерина Ульянова. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Нужен ли Telegram НКО

Анастасия Ложкина, автор Telegram-канала «Лайфхаки фандрайзинга» (@lifehack_fundraising), отмечает, что с помощью Telegram НКО могут рассказывать о проблемах, которые они решают, о способах помощи.

Однако, по мнению Евгении Корытиной, в Telegram не стоит обращаться к спонсорам, донорам или говорить читателю, что он должен сделать. Просить деньги в этом мессенджере — проигрышная стратегия, говорят эксперты. Для общения с донорами лучше использовать Instagram.

Это не должен быть канал про НКО, вам нужно создать отдельный информационный проект, советует Егор Рафиков. В Telegram-канал не стоит дублировать посты из других соцсетей — здесь другой формат и другой язык, объясняют эксперты. И если у НКО нет ресурса его осваивать, то лучше не создавать канал. Кроме того, не стоит вести канал, если ваша целевая аудитория не пользуется Telegram.

Евгения Корытина (в центре). Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Выигрышной стратегией будет создание экспертного канала, когда специалист отрасли делится опытом, лайфхаками — по такому принципу работает канал Анастасии Ложкиной. Еще один вариант — создать личный канал и вести его как авторскую колонку. Такой канал ведет Алексей Сидоренко, руководитель Теплицы социальных технологий (@TeplitsaPRO).

«Это канал с более личным взглядом и подходом, чем наш основной канал @teplitsa. У Алексея большой бэкграунд, он много общается с активистами, и ему есть что сказать не только по поводу того, что выходит у нас на сайте, но и добавить личное мнение. А личный подход в Telegram бывает людям очень важен», — объяснила Екатерина Ульянова.

Если вы ведете канал от лица организации, информация должна быть прикладной, ведь Telegram — это скорее профессиональный инструмент, отмечают участники медиаклуба. Например, на канале «Капитан грантов» публикуют информацию о грантах и конкурсах, в которых могут участвовать некоммерческие организации. Сейчас у канала 1700 подписчиков.

Эксперты добавляют, что в свой канал нужно писать регулярно, желательно раз в день. Частые посты могут раздражать подписчиков, а редкие заставляют аудиторию скучать.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

О чем и как писать

Лучше всего в мессенджере читают дайджесты и подборки. Так вы не дергаете читателя постоянными сообщениями, а подаете информацию в концентрированном виде.

Кроме того, аудитории интересна аналитика. Егор Рафиков в своем канале рассказывает, как оформить заявку, как найти команду, как еще НКО могут получить деньги.

Контент должен быть разнообразным (некоторые публикуют даже частушки). Но самое главное — читатель должен чувствовать, что обращаются лично к нему и что его уважают.

«Человек, который читает Telegram-канал, должен чувствовать себя сопричастным, — подчеркивает Евгения Корытина. — Чувствовать, что с ним лично поговорили. Facebook — это такой месседж на 150 человек. А здесь я лично рассказываю так, как я бы рассказала своему другу. Telegram, конечно, может выполнять разные функции, но все равно нужно понимать, что вы сидите у человека в личном пространстве. Поэтому выключайте оповещения. Так вы, с одной стороны, теряете в просмотрах, но, с другой стороны, это уважение к задерганному человеку в современном мире».

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Мастер-класс проводился в медиаклубе «АСИ-Благосфера» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Медиацентр «АСИ–Благосфера» — совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем