Новости
Новости
29.03.2024
28.03.2024
27.03.2024
18+
Новости

В «Точке кипения» авторы социальных проектов узнали, как сделать бизнес прибыльным

С 4 по 7 февраля 2019 года прошел образовательный интенсив акселератора Фонда поддержки социальных проектов. Программа направлена на формирование у команд социальных проектов предпринимательских навыков и лидерских качеств.

Фото: Елена Алмазова / АСИ

В течение четырех дней команды, состоящие из представителей НКО, фондов и социальных предпринимателей, учились вести бизнес — без грантов, субсидий и различной помощи государства. По словам экспертов, именно так дело сможет устойчиво развиваться и иметь долгосрочные проекты.

«Акселератор для социальных предпринимателей — это универсальный лекарь для бизнеса, который пропишет нужное лекарство для оздоровления вашей компании, организации, — заявил руководитель акселератора Фонда поддержки социальных предпринимателей (ФПСП) Дмитрий Богданов, открывая образовательный интенсив в «Точке кипения» Агентства стратегических инициатив. — Когда человек говорит: «Я 10 лет в социальных проектах, я 30 лет занимаюсь престарелыми, я доктор медицинских наук и знаю, как должна выглядеть инвалидная коляска» — это препятствует развитию. И это типичная проблема всех представителей этой сферы бизнеса, которая в итоге приводит к тому, что социальные проекты экономически не успешны и не могут выстроить эффективную бизнес-модель».

В итоге, по словам эксперта, большинство таких проектов вынуждены существовать за счет грантов. А это не совсем то, что нужно предпринимателям, считает Дмитрий Богданов.

«Если вы начинаете бизнес с грантовых денег, за которые потом нужно будет отчитаться, то это, по моему мнению, сравнимо с наркотиком, — утверждает руководитель акселератора ФПСП. — Один раз получив такие деньги, вы не будете пытаться заработать где-то еще, а будете снова искать гранты. Но нужно помнить, что ни одна субсидия не может быть постоянной. Сегодня вам дали деньги на решение социальных задач, а завтра у тех же людей этих денег уже может и не быть. Соответственно, закончились и ваши проекты. Поэтому лучше обходиться без грантов. Единственное, когда можно смело брать грант или субсидию, — если вы эффективно работаете и хотите разработать еще один продукт (проект). Только в этом случае снижаются ваши риски».

Это подтвердила и Мария Генделева, руководитель отдела универсального дизайна РООИ «Перспектива»: «Когда занимаешься одной темой 20, 30 или 40 лет, ты думаешь, что ты эксперт номер один в своей сфере. И круче тебя никто в этом не разбирается. Чтобы такое мнение не сложилось, нужно всегда учиться чему-то новому. Так как меняются люди и условия, нужно свой опыт и свои услуги подавать, подстраиваясь под современные требования потребителей. Поэтому акселератор дает возможность не только передать кому-то свой опыт, но и узнать что-то новое в сфере развития социального предпринимательства».

Фото: Елена Алмазова / АСИ

«У нас, как и у многих социальных проектов, есть проблема с устойчивым получением прибыли, стабильного финансирования, мы точно так же, как и все, сидим на грантах, — подтвердила Анастасия Кириллова, менеджер по развитию РООИ «Перспектива». — Хочется оторваться от этой помощи, быть более стабильными и независимыми от грантовых историй и процессов. Мы для этого и пришли в акселератор, чтобы преобразовать свои новые и старые продукты. Или сделать какой-то более устойчивый продукт, который будет приносить нам стабильную прибыль. Сейчас деятельность организации не окупается, а нам хочется жить и развиваться».

РООИ «Перспектива» предоставляет услуги по трудоустройству людей с инвалидностью, создает условия для доступной среды, чтобы любому человеку комфортно было работать в офисе, гулять в парке, посещать музеи, театры. Специалисты организации также дают бесплатные юридические консультации людям с инвалидностью и семьям с детьми с инвалидностью. Это те услуги, которые «Перспектива» оказывает бесплатно. Но есть и консультации, которые специалисты организации дают на платной основе, — это тренинги: как включать людей с инвалидностью в рабочий процесс, помогать сотрудникам предприятий наладить общение с ними. Тренинги проводятся в бизнес-компаниях, в частности для сотрудников банков и аэропортов.

«Часто в финансовых организациях не могут обслужить клиента с инвалидностью. Например, не знают, как незрячий человек может поставить подпись, взять кредит и так далее. А сотрудники аэропорта не знают, как пересаживать человека на коляске с рейса на рейс. Кроме того, мы даем полные рекомендации с фотографиями и замерами, как создать рабочее пространство, чтобы оно было удобно и доступно для всех», — подчеркнула Мария Генделева.

Ассоциация сторонников развития экообразования, лидерства и тропостроения «Большая Байкальская тропа» (г. Иркутск) — один из  лидеров ответственного туризма в России. Организация действует уже 16 лет. Но, по словам ее президента Елены Чубаковой, ассоциация уже «выросла из некоммерческой сферы».

«Нам нужно теперь устойчивое финансирование, которое не могут принести полученные от случая к случаю гранты, спонсорские деньги или субсидии. У нас есть еще очень много замечательных проектов и есть идеи, в которые можно вовлечь бизнес, — заявила Елена Чубакова. — Мы строим экотропы на Байкале. Таким образом развиваем корпоративное волонтерство в организациях. И это не разовые кампании, где собирают сотрудников определенной организации, проводят акцию по уборке мусора и никакой обратной связи не получают. У нас комплексный проект, где каждая компания ответственна за свой участок, очищает и облагораживает его».

Преимущества и недостатки соцпредпринимательства

Как пояснил Дмитрий Богданов, очень важно найти правильное направление развития своего дела. Так, в социальном бизнесе существуют две особенности: есть продукт и нет рынка (люди не готовы платить много за то, в чем не уверены) и, наоборот, есть рынок, но нет продукта (например, пожилые люди страдают от болезни Альцгеймера, но таблетки от этого пока не создали).

«За время участия в акселераторе мы можем трансформировать ваше представление о вашем продукте, насколько он полезен обществу и какая выгода от него потребителю, — говорит эксперт. — Часто в социальных проектах, как и в жизни, потребитель не равно покупатель. Часто платит одна сторона, решение, чтобы заплатить, принимает другая, а потребляет — третья. Например, дети хотят игрушку, мама уговаривает папу, а папа уже платит. Для каждого звена из этой цепочки необходимо создать свою дополнительную ценность продукта, чтобы в итоге заинтересовать всех по отдельности. Ценность и является целью настоящей работы в акселераторе. Как раз в социальных проектах есть безусловная социальная ценность».

«Общечеловеческие ценности не продаются, это большое достоинство для любого социального предпринимателя. Люди платят за то, что помогает им лучше жить. Но не надо собирать деньги на домики для бездомных поросят, говорить, что очень плохо живется людям с инвалидностью. Все знают, как им живется. Поэтому можно создать классную инвалидную коляску, которая улучшит качество жизни человека с инвалидностью».

Справка

Акселерационная программа Фонда поддержки социальных проектов включает практические тренинги от ведущих бизнес-экспертов и тренеров по вопросам стратегического и операционного планирования, разработки маркетинговой стратегии, расчета ключевых метрик проекта и анализа социального воздействия. Запланировано более 30 часов очных тренингов. Как показала практика, выручка в среднем после акселерационной программы у предпринимателей вырастает в два раза.

Проект должен относиться к социальной сфере, включая отрасли: образование, здравоохранение, социальное обслуживание, культура, спорт, экология; решать проблемы незащищенных слоев населения и инвалидов; иметь бизнес-составляющую — обладать потенциалом самоокупаемости и масштабирования. Проекты должны находиться на стадии реализации.

Участие в программе бесплатное. Общая длительность акселерационной программы: 4 февраля — 17 апреля 2019 года.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике