Фото: Анна Тимощенко

В общеобразовательных школах Сочи, где есть ученики с ограниченными возможностями здоровья, проводятся «уроки доброты».

Сейчас в Сочи практикуется прием в обычные классы особенных детей, в том числе и с расстройством аутистического спектра. Среди тех, кто подготавливает такие изменения в обществе, — АНО «Центр инклюзивного развития «Включи». Большинство одноклассников таких детей ничего не знают о ментальных нарушениях и могут неправильно истолковать их поведение. Для того чтобы восполнить этот информационный пробел, центр реализует проект «ВКЛЮЧаемся в класс». На занятиях тьюторы рассказывают школьникам, как правильно вести себя с особенными сверстниками.

«У нас появился опыт включения особенных детей в обычные образовательные учреждения: три ученика учатся в школах, и еще двое детей готовятся пойти в первый класс, а одна девочка посещает детский сад. Больше всего директора школ и заведующие детсадами беспокоятся о том, как отреагируют на новичков другие дети и их родители. Действительно, некоторые особенности поведения детей с ментальными нарушениями, например игнорирование обращения к ним или повторяющиеся движения, вызывают у сверстников вопросы, — рассказывает АСИ президент АНО «Центр инклюзивного развития «Включи» Надежда Назарова. – Если вовремя все не объяснить и не научить ребят общаться, обычные дети будут особых учеников избегать и даже дразнить».

Первый «урок доброты» уже прошел в Сочи в одном из классов городской гимназии № 6, на следующей неделе такие уроки намечены в другом классе и в гимназии № 8.

Школьный тьютор Анна Балобан рассказала классу сказку о мальчике, которого заколдовала злая ведьма. Доброта окружающих помогла ему научиться жить среди обычных людей и найти друзей. Детям объяснили, что при виде особенного сверстника не нужно смеяться или бояться проявить внимание. Затем классу показали мультфильм про аутизм и предложили посвятить добрые слова одноклассникам.

«Появление тьюторов в школе – очень значимая победа родителей детей с ментальными нарушениями. Ведь до этого такие дети чаще всего учились дома или в коррекционных школах. Если, например, колясочнику нужен пандус, а незрячему — книга со шрифтом Брайля, то особым детям нужен отдельный педагог, который поможет включиться в общеобразовательную среду. В Федеральном государственном стандарте прописано участие тьюторов, но, когда мы только начинали, в сочинских школах их просто не было», — продолжает Надежда Назарова.

Сегодня в школах Сочи работают несколько тьюторов (ставка покрывает примерно половину затрат на зарплату, вторую добавляет центр «Включи» за счет президентского гранта), которые помогают особенным ученикам стать частью детского коллектива.

«Уроки доброты», как и весь проект «ВКЛЮЧаемся в класс», проходят при поддержке Фонда президентских грантов.

Справка

Центр инклюзивного развития «Включи» работает в Сочи с 2016 года. Проект включает работу с поведением особых детей с использованием методов АВА-терапии, занятий со специалистами, социализации.

Дети-подопечные проекта «ВКЛЮЧаемся в класс» посещают городские школы и детсады в сопровождении тьюторов.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем